Партнеры Живи добром

Федор Петрович Толстой. История о том, «как в одном русском человеке соединилась вся Академия Художеств»


Человек, который мог стать генералом, но отдал свою жизнь на службу искусству. Акварелист, рисовальщик, гравер, скульптор, либреттист, новатор, непревзойденный мастер силуэта, мастер-медальер, создавший учение о том, «чему и как должен учиться тот, кто желает быть художником-медальером, а не медьальером-мастеровым».

 

Федор Петрович родился в Санкт-Петербурге в 1783 году, в семье титулованного дворянского рода, отцом семейства которого являлся граф Петр Андреевич Толстой, занимавший на момент рождения сына должность Кригс-комиссара (должностное лицо VII класса, военный чиновник русской армии, ведавший снабжением войск, обмундированием и т.д.). 


С самого рождения Федор Петрович был записан сержантом в Преображенский полк, затем поступил в Полоцкий иезуитский коллегиум, далее в Морской корпус, который успешно окончил в 1802 году в звании мичмана. Казалось, что судьба предопределена на долгие годы – блестящая карьера, устойчивое положение в обществе…


Но в этом же году Федор Петрович поступил вольнослушателем в скульптурный класс Академии Художеств в Санкт-Петербурге к профессору И. П. Прокофьеву. Это событие перевернуло всю его жизнь, открыло миру одаренную творческую натуру, принесло немало интересных знакомств, но не забыло и о трудностях. Так в 1804 году Федор Петрович подал в отставку и полностью посвятил себя искусству.


Фёдор Толстой


В начале своего обучения Толстой копировал античные статуи, изучал культуру, нравы, обычаи и историю древнего народа. Это увлечение античным искусством пройдет через весь творческий путь мастера и отложит отпечаток на многие его произведения. Здесь же, в Академии художеств, Федор Петрович познакомился с О.А. Кипренским, советов которого спрашивал при рисовании гипсов.


Интересно, что творческие интересы Толстого лежали вне «популярных» и «востребованных» видов искусства – живописи, скульптуры, архитектуры. Его интересовало искусство рельефа, гравюры и даже силуэта. Однако будучи человеком одаренным, трудолюбивым, старающимся как можно лучше, подробнее изучить предмет своего интереса, и не только изучить, но и привнести нечто новое, он смог достигнуть выдающихся успехов, и в 1809 году был избран почетным членом Академии за восковой барельеф «Триумфальный въезд Ромула в Рим», а в 1810 году был назначен медальером в Монетный департамент, где в совершенстве освоил искусство аллегорического изображения важного события на крохотном кусочке металла.


Федор Петрович достаточно быстро двигался по карьерной лестнице в Академии Художеств. Так в 1828 году Толстой был назначен вице-президентом Академии художеств, с 1849 занимал должность профессора скульптуры, а в 1859 стал товарищем (заместителем) президента.


Но не все в жизни Федора Петровича было так гладко, как может показаться. Несмотря на аристократическое происхождение, семья Федора Петровича жила достаточно скромно, снимала небольшой домик вблизи Смоленского кладбища и не могла похвастаться большим достатком. Удача помогла Толстому покончить с трудным временами: статс-секретарь Николай Михайлович Логинов представил мастера императрице Елизавете Алексеевне, в свою очередь попросившей показать ей акварели, тонкостью и изяществом которых Толстой был известен еще с первых лет посещения Академии. Акварелями императрица осталась довольна, особенно ей понравилась «Ветка смородины», и Толстой преподнес акварель в подарок императрице, за что ему был пожалован бриллиантовый перстень. Однако, Федор Петрович был вынужден продать его из-за крайней нужды в деньгах. Императрица еще несколько раз заказывала «Ветку смородины» для своих родственников заграницей, и каждый раз Толстой получал перстень. Сам мастер так вспоминал об этом эпизоде своей жизни: «Тяжело мне приходилось, да выручала меня моя смородинка. Можно не шутя сказать, что целая семья питалась одной смородиной ...».


Однако Толстой был увлечен не только искусством, но и политикой, общественной деятельностью. В 1816 году он стал участником масонского движения, а позднее занимался организацией «ланкастерских школ», главная цель которых заключалась в распространении грамотности среди населения. Подобная активная гражданская позиция в 1818 году привела Толстого в Коренную палату Союза благоденствия в качестве председателя. Многих декабристов он знал лично. И хотя Федор Петрович не участвовал в Восстании декабристов, но оставался верен своим принципам до конца жизни, о чем свидетельствуют две смелые записки Толстого к Николаю Первому, в которых он критикует бессмысленную муштру, излишне строгую «палочную» дисциплину в армии, крепостное право, бюрократию и защищает достоинство человеческой личности. Впоследствии Толстой и его вторая супруга оказывали большую поддержку Тарасу Шевченко и добивались его освобождения.


Фёдор Толстой


Именно на этот период пришлась большая часть работы над знаменитой серией барельефов, посвященных Отечественной войне 1812 года и военным действиям 1813 – 1814 годов. Мастер работал над ними с 1813 по 1836 год и так отзывался о своей работе: «Я русский и горжусь сим именем, желая участвовать в славе соотечественников, желая ради лить ее... я дерзнул на предприятие, которое затруднило бы и величайшего художника. Но неслыханная доселе слава наших дней... может и посредственный талант так одушевить, что он войдет во врата грядущих времен... я решился передать потомкам слабые оттенки чувств, меня исполнявших, пожелал сказать им, что в наше время каждый думал так, как я, и каждый был счастлив, нося имя русского». 


Изначально сделанные из воска, затем они были отлиты в гипсе, мастике, фарфоре, бронзе, были широко распространены, и сейчас их можно увидеть во многих музеях как нашей страны, так и за рубежом. Все медальоны (21 произведение) подтверждают слова их автора о том, что медаль должна быть такой, чтобы «всякий, смотря на готовую медаль, мог узнать, не прибегая к надписи, на какой случай она выбита». Основным сюжетом для медальонов являлись крупнейшие битвы и сражения Отечественной войны, представленные в аллегорической форме. Чаще всего на медальонах были изображены несколько полуобнаженных фигур воинов (обычно трое), представляющих собой русские и французские армии.  Благодаря известности и славе медальонов Федор Петрович был избран членом почти всех европейских Академий художеств.


События Отечественной войны нашли отражение не только в медальонах Толстого, но и в непревзойденных силуэтах из черной бумаги. Многофигурность композиции, внимание к деталям, динамика движений выделяют их из ряда любительских работ, коим считалось искусство силуэта, и ставят в один ряд с другими произведениями мастера. В связи с тем, что занятие силуэтом не признавалось в большом искусстве и на них не было заказов из Академии, Толстой делал их для себя, считая более своим хобби, нежели основным занятием. Благодаря этому мы можем проследить личные интересы мастера в армейской и народной жизни. Нельзя обойти вниманием художественный цикл к поэме И.Ф. Богдановича «Душенька», нарисованный пером, а затем выгравированный резцом самим мастером. Работа над иллюстрациями продолжалась 13 лет и воплотилась в 64 листах самостоятельного графического цикла на сюжет античной повести о любви Психеи и Амура, рассказанный в поэме Овидия «Метаморфозы». Цикл наполнен выразительностью линии, то появляющейся, то ускользающей, что так характерно для художественного почерка мастера, а также еще раз свидетельствует об увлечении Толстого античностью.


Фёдор Толстой


Помимо небольших работ Федор Петрович обращался и к полноценной скульптуре, бюстам и монументальным рельефам. Им было исполнено несколько круглых статуй для Петергофа. Одна из них – нимфа, льющая из кувшина воду, отлитая в бронзе и украшающая Львиный каскад. Восторг у современников вызывали гипсовые скульптуры практически в натуральную величину, созданные в начале 1840-х годов и призванные украшать двери храма Христа Спасителя в Москве. 


Толстой был человеком огромных знаний и разнообразных интересов. Уже в немолодом возрасте, в 1838 году, им был сочинен балет «Эолова арфа», к которому было не только написано либретто, но также созданы эскизы костюмов и более 60 рисунков, определявших хореографию балета. А через четыре года Толстым был написан второй балет «Эхо», но ни один из балетов не увидел театральных подмостков.


Было написано Федором Петровичем и несколько картин: «Семейный портрет», «За шитьем. В комнатах», «Варвик» (не сохранилась) и «Вид дачи Марковилль в Финляндии». «В 6 часов пополудни, 13 апреля сего года, после продолжительной и упорной борьбы со смертью, скончался маститый патриарх Русских Искусств…», - так начинается некролог на кончину Петра Федоровича Толстого. Прожив почти 100 лет, Федор Петрович не только оставил нам художественные свидетельства своего таланта, но и написал «Отчет» о своей творческой жизни, который был опубликован в «Русской старине» незадолго до смерти мастера по его личной просьбе. «Графу Федору Петровичу Толстому бесспорно принадлежит место в пантеоне замечательнейших мужей нашего Отечества, - он гордость и слава России на ряду с величайшими ее подвижниками на поприще умственной деятельности».



Светлана Волкова


 

Рекомендуем

SENSUS COUTURE / FW 2018-2019
Александр Кайдановский. Путь одинокого творца
Ольга Хохлова. Вдохновляющая Пикассо.
41-й ММКФ: документальное кино
Впервые в Саратове пройдёт концерт Бориса Андрианова
Легкий юмор «легкого» человека. Ефим Березин
Как она делает это? Модный бизнес Сары Джессики Паркер
«Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» на сцене Театрального центра «На Страстном»
Каратыгин. «Первый трагик» своего времени
Оскар за платье