Партнеры Живи добром

Уильям Тёрнер: «Солнце - вот Бог!»


Романтик? Сумасбродный бунтарь? Художник, предвосхитивший импрессионистов, символистов и даже абстракционистов? Личность Тёрнера считается парадоксальной, крайне неоднозначной. Многие считали его сумасшедшим, однако современники еще при жизни художника называли его настоящим гением.


В 2008 году из лондонской галереи «Tate Britain», которая хранит и экспонирует основную массу произведений художника, в ГМИИ им. А.С. Пушкина приехала замечательная выставка Тёрнера: около сорока холстов, восьмидесяти акварелей и даже небольшое количество гравюр. Именно тогда, отстояв больше трёх часов в очереди на выставку, я впервые близко познакомилась с творчеством Уильяма Тёрнера, его работы произвели на меня огромное впечатление.


"Тёрнер выставил свои золотые видения, великолепные и красивые; пусть всего лишь видения, но все же это искусство, рядом с такими картинами можно жить и умереть." Джон Констебл


Констебл и Тернер были главными представителями течения романтизма той эпохи, стремившимися отобразить в своих произведениях непознанную таинственность окружающего нас мира. 


Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер родился 23 апреля (дата рождения оспаривается некоторыми исследователями) 1775 года в Лондоне, в районе Ковент-Гарден. Его талант проявился очень рано, в декабре 1789 года четырнадцатилетнего Тёрнера зачислили в Королевскую академию. В том же году он представил свою первую акварель “Вид дворца Ламбетт” на выставке в Королевской академии. Он не был самоучкой, а брал уроки у профессионалов и находился под влиянием британского акварелиста Александра Козенса. Акварели Тёрнера пользовались большой успехом у покупателей. Вскоре художник стал знаменит как мастер романтического пейзажа. Первая картина маслом "Рыбаки в море" также удостоилась экспозиции. 


Уильям Тёрнер "Рыбаки в море"


Впоследствии Тёрнер постоянно выставлялся в Академии, а затем стал её действительным членом. 10 февраля 1802 года Тёрнер стал самым молодым художником, удостоившимся звания королевского академика, ему было всего 27 лет. В 1807 году он стал профессором перспективы и разработал программу обучения, которая касалась широкого круга вопросов, гораздо больше, чем изучение исключительно перспективы. Однако, стоит отметить, что у Тёрнера не было прямых последователей.


Художник очень любил путешествовать по Франции, Германии, Швейцарии, Бельгии, Италии, создавая этюды своей походной палитрой. Тёрнер тщательно изучал как работы старых мастеров, так и своих современников. Сюжет не столь увлекает художника, как важность передачи чувств и эмоций. И для решения этой задачи главную роль Тёрнер отводит свету и цвету.


Творчество английского художника, с точки зрения изобразительных приемов, можно условно разделить на три этапа. Первые этап - ранний, можно охарактеризовать наибольшей степенью академичности рисунка, голландскими традициями в свете и темной цветовой гамме. Уже в самых первых работах Тёрнер поднимает тему конфликта человека и природы, тему гигантской стихии по сравнению с маленьким человеком, особый драматизм: бурные моря, лавины, небеса и пробивающиеся сквозь тёмные тучи лучи золотого солнечного света. При этом, каким-то чудеснейшим образом художнику удается за счет этой игры света и тьмы сделать композицию очень уютной для глаза.


У. Тёрнер. Снежная буря: Ганнибал и его армия, переходящие через Альпы. 1812 год.


В 1819 году художник впервые побывал в Италии. Он посетил Рим, Венецию, Милан, Турин, Неаполь, изучал работы Рафаэля, Тициана, а также современных итальянских художников того периода. После этой поездки в Италию и начинается второй условный период творчества Тёрнера - появляются яркие, чистые оттенки, свет преобладает над тенью. Италия дарит работам художника ощущение жары, блеска, сияния солнца, интенсивность цветов. 


В этот период в 1829 году Тёрнер представил лучшую из своих исторических работ "Улисс насмехается над Полифемом".


У. Тёрнер. Улисс насмехается над Полифемом. 1829 год.


Последующие годы своего творчества художник уделяет поиску новых цветовых решений и форм передачи чувств. Живопись движется в сторону импрессионизма. Главными рабочими инструментами художника остаются цвет, цвет, воздух и объём.


У. Тёрнер. Последний рейс корабля “Отважный”. 1839 год


Одной из величайших работ позднего периода творчества художника является картина "Метель. Пароход выходит из гавани и подаёт сигналы бедствия, попав на мелководье". 


У. Тёрнер. Метель. Пароход выходит из гавани и подаёт сигналы бедствия, попав на мелковолье. 1842 год


Существует история, что 67-летний Тёрнер велел привязать себя к корабельной мачте на 4 часа, дабы прочувствовать всё происходящее вокруг и правдоподобно передать историю и эмоции. В каталоге около работы примечание: «Автор был в эту бурную ночь на «Ариэле»».


Однажды, уже в преклонном возрасте, Тёрнера спросили, в чем же таится загадка его творчества? Он ответил очень просто: «У меня был один секрет – работать на износ.»


Тёрнер умер 19 декабря 1851 года в своем доме на берегу Темзы. Всё своё состояние художник завещал сиротскому приюту для начинающих художников, а все свои работы, около 280-ти полотен и 18-ти тысяч эскизов, оставил Лондонской Национальной галерее. Именно по этой причине ни наши музеи, ни другие мировые сокровищницы живописи практически не располагают работами великого Тёрнера. 


Если вы вдруг направляетесь в Лондон, я рекомендую воспользоваться возможностью и уделить время посещению «Tate Britain», где можно насладиться творчеством гениального английского художника Уильяма Тёрнера.



Анастасия Колокольчикова



 

Рекомендуем

Следствие по телу
Властитель народных сердец
It's not the waking, it's the rising: новый альбом Hozier «Wasteland, Baby!»
Мастер-класс
Уловка - 22. Смех сквозь слезы
Живопись — предельно конкретное искусство
Кино. Личность. Лукино Висконти
«Импровизационный БАТЛ. 4 на 4» завершил Год театра
Художник широкого профиля Эль Лисицкий
Выставка Валерия Полуновского «Картинки для театра»