Партнеры Живи добром

Александр Вампилов или история «потерянного поколения»


Александр Валентинович Вампилов – один из самых известных драматургов советского периода русской литературы. Его пьесы до сих пор не потеряли своей актуальности: «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске».  Именно потому что в драматургии писателя практически отсутствует социально-политический накал, а также популярные в то время идеологические установки, его пьесы любимы режиссерами, актерами и зрителями по сей день. Они ставятся в лучших театрах страны.

При жизни, правда, Вампилову повезло меньше. Он начинает заниматься литературой довольно рано, хотя – закономерно: после школы учится на Историко-филологическом факультете Иркутского университета (1955 – 1960 гг.). Именно в это время он пишет юмористические рассказы, а в 1961 году выходит его первая книга «Стечение обстоятельств» (1965) под псевдонимом – А. Санин. В 1965 году он пробует пристроить в московские театры свою новую пьесу «Прощание в июле», но из этой затеи ничего не выходит.

vampilov.jpg

В этом же году Вампилов устраивается на Высшие литературные курсы в Литинститут, где весьма анекдотически знакомиться с популярным в те годы драматургом А.Н. Арбузовым. Начинающий писатель отправляется за почтой и деньгами на Центральный телеграф, где совершенно случайно сталкивается с именитым драматургом. Недолго думая, он подбегает к знаменитости и выкрикивает приветственные слова. Арбузов отшатывается в сторону, испугавшись вида бедно одетого провинциального паренька. Тот, не растерявшись, представляется и предлагает для прочтения свою новую пьесу. Через несколько дней он уже находится в гостях у мэтра. Однако пробиться в столичные театры так и не удается.

Несмотря на неудачи, Вампилов настроен оптимистически: он утешает собратьев по перу, является заводилой в компании, много пишет и всегда не прочь выпить. Судьба талантливого драматурга обрывает неожиданно: в возрасте 35 лет он тонет в Байкале, перевернувшись на лодке.

Драматургия Вампилова, действительно, уникальное явление советской эпохи. При всей своей кажущейся реалистичности пьесы Вампилова имеют мистический срез, они вбирают в себя идеи западноевропейского экзистенциализма и абсурдизма. Так, например, «Утиная охота» открывается практически мистическим эпизодом: главный герой (Зилов), просыпаясь у себя в комнате с глубокого бодуна, обнаруживает собственный венок. Пограничное состояние похмелья подчеркивается абсурдным пробуждением как бы в инобытии. Человек оказывается один на один со своим собственным погребальным венком, со сворой своих собственных воспоминаний. Прошлое не изменить, ошибок не исправить. Герой осознает свою собственную мерзость и абсолют своей вины за случившее с ним.

kvasov-0022.jpg

Вампилов одним из первых подступается к проблеме нового поколения, которое выходит на авансцену в шестидесятые года. Поколение более свободных людей. Но свобода, будучи искаженной, становится проклятием. В закостенелом мертвенном мире ржавых социальных шестеренок человек становится игроком. Игра ради игры, ради собственного азарта, не столько для выгоды, сколько ради того, чтобы развеять скуку, приводит к несвободе, к поломанным судьбам окружающих и к разрушению собственной судьбы. Герой оказывается сплетен по рукам и ногам собственной паутиной недомолвок, обмана и похоти. Отсюда лейтмотивная тема утиной охоты, которая выступает в пьесе как некий идеал, способный даровать очищение и свободу. Только само по себе мероприятие, напоминающее языческий обряд жертвоприношения, не сулит ничего хорошего, является иллюзией. Таков сюжет не только «Утиной охоты», но и, например, «Старшего сына».

Несмотря на непродолжительность литературной деятельности, Вампилов сильно повлиял на развитие современной драматургии. В литературоведении даже появилось неуклюжее понятие «поствампиловской драматургии». «Поствампиловцами обычно называют: Л. Петрушевскую, В. Славкина, А. Казанцева, Л. Разумовскую, В. Арро.


Кирилл Сивков 

 

 


 

Рекомендуем

Ярослав Голованов: научная журналистика как средство борьбы за светлое будущее
Афанасий Кочетков – Максим Горький советского кино
SENSUS COUTURE / FW 2018-2019
Андрей Мягков. Любимец Рязанова
Поль Гоген. Печальная струна
Когда размер красит. В чём прелесть plus size?
Время вспять
67-й Берлинский кинофестиваль. "О теле и душе", реж. Ильдико Эньеде
«Широкая Масленица на Бородинском поле»
Выставка «Одежды Государства Российского»