Партнеры Живи добром

Апология сумасшедшего, или о великом «христианском философе» Чаадаеве



Мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, 

а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок.

Петр Чаадаев

Второй Чадаев, мой Евгений…

А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»


Что мы знаем о Чаадаеве? С одной стороны это широко известный философ и публицист, друг А. С. Пушкина,  вдохновитель О. Э. Мандельштама и целой плеяды политических и культурных деятелей. С другой же, по мнению имперской России, просто «сумасшедший», его труды сам Николай I окрестил как «смесь дерзкой бессмыслицы, достойной умалишенного». 

Попавшее не только под царскую цензуру, но после и под советскую, творчество Чаадаева лишь с 1991 года стало общедоступным, о нем впервые заговорили открыто. Мысли и теории, «христианская» позиция мировосприятия Петра Яковлевича оставили огромный вклад в русской философии, литературе и истории.


Пётр Чаадаев


Детство и юность

Петр Яковлевич Чаадаев появился на свет майским днем 1794 года. Будучи внуком великого русского историка, автора семитомника «История Российская от древнейших времен» М. М. Щербатова, он с детства отличался острым и живым умом, аналитическим образом мысли и стремлением во всем искать правду. 


Его семья была зажиточной и образованной, однако уже в три года мальчик остается круглым сиротой. Петр вместе со своим братом Михаилом переезжают к родственникам: их дом теперь в самом центре города, в глубине Серебряного переулка, рядом с церковью Николы Явленного на Арбате. 


Следующим этапом в жизни будущего публициста становится обучение в Московском университете на кафедре истории и философии, где он в рядах лучших студентов. Именно там и происходит знакомство с Пушкиным и Грибоедовым, Петр  Тургенев и Якушкин.


«Храбрый, обстрелянный офицер» и прощание со службой

Майские события 1812-го. Чаадаев — в рядах лейб-прапорщиков Семеновского полка. Участник сражения под Бородино, атаки при Кульме и Люцене, в войне с Наполеном он дошел до самого Парижа, за что и отмечен высокими наградами. Орден святой Анны и прусский Кульмский крест — почетный знак для Петра Яковлевича, память о пройденной войне.

Биограф публициста М. И. Жихарев писал, что он был «храбрым, обстрелянным офицером, испытанным в трех исполинских походах, безукоризненно благородным, честным и любезным в частных отношениях, он не имел причины не пользоваться глубоким, безусловным уважением и привязанностью товарищей и начальства».


1819 стал для молодого и полного сил Чаадаева годом знакомства с идейными кружками. Он стал членом «Союза благоденствия», а в 1821 — «Северного общества декабристов». Хотя и относился к своему участию в них Петр довольно сдержанно,  уже тогда он стал задумываться о том, что Россия требует перемен.


В 1820 году произошло одно из первых серьезных столкновений с государственной несправедливостью, которое кардинально изменило жизнь Чаадаева. Семеновский полк, в котором ранее служил Чаадаев, восстал против нового командира. Петра отправили к царю, находившемуся в Троппау, чтобы доложить о сложившейся ситуации. Однако одновременно с ним к государю был направлен и австрийский посланник, которому удалось прибыть на день раньше. Александ I был очень возмущен, что о событиях в Петербурге он узнал от австрийцев, что и выразил в грубой форме Чаадаев.


Спустя пару месяцев после случившегося, Петр Яковлевич заявил об отставке, «не считая нравственно возможным продолжать службу после наказания близких друзей из восставшего полка». В то время он написал своей тете: «Мне было приятно выказать пренебрежение людям, пренебрегающим всеми… Мне еще приятнее в этом случае видеть злобу высокомерного глупца». 


Начало пути философа, «смесь дерзкой бессмыслицы, достойной умалишенного»

1823 год. На фоне сложной политической ситуации в России и проблем со здоровьем Чаадаев, не собираясь больше возвращаться (перед отъездом будущий философ разделил с братом все имущество), отправляется за границу. Он посещает английские, французские города, его встречают швейцарские, итальянские и немецие красоты. 


Однако 1826 год снова приводит Чаадаева на родину, где он сразу же попадает под арест как участник декабристского движения. По требованию царя Николая I проведится тщательный допрос, после которого с Петра Яковлевича берется подписка о непричастности к каким-либо антиполитическим действиям. Спустя 40 дней, его, наконец, отпускают.


Чаадаев не покинул Москву, он стал жить у своей тети, а после его принял дом Левашевых. Это был период затворничества, время тишины и глубокой мыслительной работы. Именно тогда в 1829–1831 годах он и создает свое ключевое произведение — роковые для его судьбы «Философические письма». Распространение они получают в «образованном и культурном» обществе быстро, их передают «по рукам». 


1836 год. Автор решает опубликовать первое «Письмо». Это вызывает настоящую драму как среди общества, так и у власти.  Герцен писал, что случился «выстрел, раздавшийся в темную ночь». 


Царская реакция была очень резкой. Скандал обернулся тем, что издание «Телескоп», напечатавшее отрывок, закрылось, его редактор был отправлен в ссылку. Сам же Чаадаев вызван к московскому полицмейстеру, после чего признан «сумасшедшим». Мера наказания в качестве домашнего арества… каждый день доктор приходил для тщательного осмотра «больного». Только спустя почти год, при условии, что он «не смеет ничего писать», Чаадаева освободили.


Пётр Чаадаев


Апология сумасшедшего и уход со сцены

Второй грандиозный труд Чаадаева не был опубликован при жизни философа. Им стала «Апология сумасшедшего».

Этот труд — ответ всем тем людям, которые считали великого мастера мысли безумцем. 

 
«Прекрасная вещь — любовь к отечеству, но есть еще нечто более прекрасное — это любовь к истине. Любовь к отечеству рождает героев, любовь к истине создает мудрецов, благодетелей человечества. Любовь к родине разделяет народы, питает национальную ненависть и подчас одевает землю в траур; любовь к истине распространяет свет знания, создает духовные наслаждения, приближает людей к Божеству. Не чрез родину, а чрез истину ведет путь на небо. Правда, мы, русские, всегда мало интересовались тем, что истина и что ложь…».


Философская позиция Чаадаева основывается на религиозном мировосприятии мира. Он пытался понять и проанализировать историю,  культуру и политические события с точки зрения единых христианских канонов. Но, увы, это привело философа к множественным конфликтам и непониманию.


До конца своего пути Чаадаев живет в Москве. Несмотря на запреты и гонения, постоянный контроль, он принимает активное участие в различных идеологических сообществах. Вместе с лучшими людьми той эпохи, умными, думающими и неординарными творцами, в рядах которых Герцен, Аксаков, Грановский и многие другие, до последних дней он старается найти правду и смысл происходящего вокруг.



Екатерина Пирогова



 

Рекомендуем

Мир глазами Светланы Алексеевич
Круговорот рутины (“Маленькое красное платье” реж. Питер Стриклэнд)
Выставка. Инструкция по применению
Первый международный московский фестиваль «Зарядье»
Проклятье Джорджа Оруэлла
Движущая сила Микеланджело Буонарроти
Айзек Азимов «Три Закона Известности»
Флешмоб «Держи пять!» в честь 5-летия фонда «Галчонок»
Из Поднебесной с любовью
Савва Морозов. Благотворительность-первое имя