Партнеры Живи добром

Аркадий Аверченко. Человек, который смеялся


Аркадий Аверченко родился 15 марта 1881 года в Севастополе. Его отец был мелким торговцем, не снискавшим удачи в своем ремесле – он разорился, а сыну оставалось учиться «дома, с помощью старших сестер». В свои пятнадцать лет Аркадий становится конторщиком на шахте, а спустя три года перебирается в Харьков на эту же должность.

В 1902 на свет появляется дебютное писательское творение - «Уменье жить», вышедшее в журнале «Одуванчик».  Более зрелое произведение, «Праведник», публикуется в Петербургском «Журнале для всех» в 1904.

Далее, во времена революции 1905-1907 года, Аверченко находит в себе творческую натуру, страсть к сатире и юмору, и тут же в разных изданиях выходят юмористические произведения; также выходит пара выпусков сатирических журналов «Штык» и «Меч», которые, к сожалению, вскоре запрещает цензура.

2.jpg

В 1908 Аверченко вместе с другими сотрудниками "Стрекозы" решают реформировать издание. Так он становится секретарем издания и воплощает задумку: с первого апреля на полках магазина пропадает «Стрекоза», но появляется еженедельник «Сатирикон». Журнал ориентирован на среднестатистического читателя, интересующегося политической и литературной жизнью страны, вследствие чего «Сатирикон» обрекает себя на ошеломляющий успех. Среди авторов появляются не только юмористы, но и такие известные талантливые писатели (Л. Андреев, С. Маршак и А.Н. Толстой).

Аверченко становится центральной фигурой издания, исполняя как организаторские обязанности, так и вдохновляя на творчество своих подопечных.  За период 1908-1913 в свет вышло не менее сотни книг, чей тираж составил более двух миллионов.

Но в итоге из-за частых конфликтов Аверченко покидает «Сатирикон» и создает «Новый Сатирикон».  В это время, период первого десятилетие XX в, автор печатается во многих изданиях, например «Журнал для всех» или «Синий журнал». Его рассказы собираются в сборники – «Рассказы».

5.jpg

Со временем у автора появляется творческий стиль, основными чертами чего является утрирование, описывание ситуации, ведущее к абсурду. А вот анекдоты не имеют ничего общего с реальностью, зеркально отражая порой опасные, порой ужасающие реалии мира.

Возвращаясь к «Сатирикона», хочется отметить, что все авторы журнала неистово гордились своей независимостью и стремились не прибегать к пошлости, глупому высмеиванию и политической направленности. Позицией издания была завуалированная оппозиционность.

Февральскую революцию Аверченко с журналом приветствовал, но, тем не менее, был насторожен, а октябрьский переворот вообще был воспринят с протестом, как и большинством интеллигенции. В такой действительности смешной абсурд «Сатирикона» начал подчиняться сумасшествию того времени, становясь подобием гротеска. (Такую черту можно обнаружить у Булгакова, Зощенко, Катаева, из чего можно сказать о тотальном изменении юмора в новом этапе истории).

3.jpg

Этот же новый этап совсем не одобрял юмор – в 1918 «Новый Сатирикон» запретили, а ее автору пришлось мигрировать на Юг, где впоследствии публиковались его работы в «Приазовском краю», «Юге России» и других. В октябре двадцатого года Аверченко отправляется в Стамбул, а затем работает над произведениями, которые выходят под названиями «Дюжина ножей в спину революции» и «Смешное в страшном». Проживание мигрантом дало отражение в книге «Записки Простодушного. Я в Европе».

На закате своей жизни Аркадий находит в себе некую «детскую направленность» – от книги «О маленьких – для больших» до сборников «Дети» и «Отдых на крапиве». В попытке написания повести «Подходцев и двое других» он создает циклы полуанектодических зарисовок с фигурированием похожих героев.

1.jpg

Затем в Стамбуле Аверченко удается заниматься творчеством, не забывая об организаторстве – он создает театр «Гнездо перелетных птиц», после чего удачно гастролирует по Европе. В 1922 Аркадий перебирается в Прагу, где пишет и публикует пьесу «Игра со смертью», являющуюся, по сути, комедийным шоу.

Аркадия Аверченко не стало 12 марта 1925 года. Его похоронили в Праге, на Ольшанском кладбище, где завещал сам писатель.

«Король смеха», самый веселый человек России – именно так называли этого великого человека его современники. Всю жизнь своими произведениями он стремился привносить радость и счастье в жизнь своих читателей и так же в свою собственную, смехом отвлекаясь от проблем революции и других проблем страны. За заслуги перед народом и обществом, в 2006 году был снят документальный фильм, который был назван подобно роману такого же великого Виктора Гюго - «Человек, который смеялся».


Рытикова Кристина

 


 

Рекомендуем

«Playboy»: игры не для мальчиков
XI Большой фестиваль РНО
XVI Международный музыкальный фестиваль «Вселенная звука»
Флешмоб «Держи пять!» в честь 5-летия фонда «Галчонок»
Ирина Скобцева. Легко ли быть первой красавицей?
Исаак Левитан. Одна жизнь, одна картина, сотни интерпретаций
Книга недели. Рэй Брэдбери «Вино из одуванчиков»
Кино. 10 лучших хорроров
Блеск природы и нищета человечества («Путешествие времени», реж. Терренс Малик)
XI фестиваль VIVACELLO