Партнеры Живи добром

Джеймс Джойс. Один день из жизни маленьких людей

 

Отец модернизма, как называют Джеймса Джойса, родился в Дублине 2 февраля 1882 года. В возрасте шести лет поступил в иезуитский колледж; позже учился в дублинском колледже Бельведер. 

Будучи студентом Дублинского университета охотно интересуется итальянской и английской литературой.  Джойс начал писать уже во время студенчества. Первые пробы пера будущего поэта и писателя представляли собой статьи на темы искусства; драматургии и театра, в частности. Первая публикация модерниста появилась в журнале «Двухнедельное обозрение». Работа представляла собой эссе на произведение Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся».

Джейс Джойс

Потом Джойс уезжает «на материк». Там будут написаны его знаменитые произведения. В период скитаний по Европе, а именно будучи в Цюрихе, он приступает к написанию «Улисса».  «Улисс» – самое известное творение модерниста. Роман писался довольно неспешно, что не удивительно, ведь, в отличие от подражателей, Джойс был феноменально кропотлив. Роман выходил частями и печатался в американском журнале «The Little Review». Текст произведения богат всевозможными аллюзиями. Вспомнить хотя бы отсылку к гомеровской «Одиссее». Каждому эпизоду «Улисса» соответствует эпизод «Одиссеи». Однако без специальной подготовки и литературных знаний установить связь довольно сложно. Джойс признавался, что взял из «Одиссеи», в частности, схему построения повествования. Замысел произведения сводился к тому, чтобы создать универсалию жизни и человека, современную «Одиссею», с которой претворялись извечные начала бытия. Грандиозный замысел о создании универсалий бытия автор реализует в изображении одного дня трех героев: рекламного агента Леопольда Блума, его жены и писателя. Герои –  человечество, а Дублин тот мир, где бегают по своим делам эти маленькие люди. 

На протяжении 600 страниц Джойс описывает все, что происходит 16 июня с героями. Автор отказывается от характерных для литературы приемов изображения действительности и героев, а именно от диалогов, описаний, экспозиций. На протяжении произведения на читателя «льет» поток сознания героев, в котором причудливо переплетается прошлое и настоящее. Почему же именно шестнадцатое июня запечатлел  писатель?  Произведение Джойса таит в себе много неопознанного, неразгаданного, и, в целом, «Улисс» – богатое поле для исследований. Ричард Кейн в книге «Сказочный путешественник пишет: «Улисс  «Джеймса Джойса» говорил, что 16 июля у Джойса и его будущей жены состоялось первое свидание»

Джейс Джойс

Писатель предает внутренние монологи, малейшие изменения сознания, эмоции, выраженные на письме частыми междометиями; для наглядности Джойс вовсе отказывается от знаков препинания, и вот уже этот поток мыслей несется на читателя со страшной силой. Малейшие детали мысли, недосказанные в уме фразы….  Эта песня звуков и внутренних ощущений и составляет «начинку» произведения. С каждой новой главы Джойс как бы меняет угол зрения. Каждая глава в стилистическом плане отличается от предыдущей. Например, содержание одной главы подается через пародию, другая уже имеет элементы потока сознания… Подобная находка позволяет видеть привычные вещи под новым углом и более насыщенно, глубоко их воспринимать. Джойс пытается проделать такие экспериментальные вещи в литературном произведении для обретения нового знания о некой картине мира, ведь стоит сменить ракурс или свое положение относительно окружающего пространства, как начинаешь видеть вещи крупнее или мельче, ярче или более матово… 

Не менее важны аллюзии и соответствия с Библией, Гамлетом. Вообще, книга так плотно набита аллюзиями, словесными перекличками, звукоподражаниями и всяческими лексическими трюками (коих не перечесть), что может восприниматься довольно сложно и утомительно. Однако и автор ее человек не простой. Он ни о чем не говорит прямо, лишь намекает посвященным в свое творчество о чем-то важном, нашептывает, комкая и проглатывая слова. Ежегодно 16 июня почитатели Джеймса Джойса отмечают Блумсдэй («День Блума»). В этот день желающие почтить память Джойса прикасаются к бессмертному Улиссу на групповых чтениях, а в Дублине вереница преданных читателей проходит маршрут главных героев «Улисса», Блума и Стивена. 

Джейс Джойс

«Улисс» был официально запрещен в Ирландии. Лишь подпольно можно было ознакомиться с романом. Первые печатные издания «Улисса» появились в Ирландии лишь в 60-е годы. В России полный текст «Улисса» можно было достать лишь в 1989 году. 

Книги Джойса тяжелы для прочтения. Современники нередко упрекали в этом писателя. На очередное замечания подобного характера он как-то сказал, что некоторых трудов стоило и написать их…. Все его книги – итоги литературного скитальчества. 

Длинный, тернистый путь проделала каждая книга, прежде чем она оказывалась в руках читателей. Так ранняя книга новелл «Дублинцы» обошла двадцать редакций прежде, чем ее напечатали. Если бы не храбрость одного издательства, «Портрет художника в ранние годы» так и остался бы рукописью. 

Джейс Джойс

В Париже Джойс пишет в течение шестнадцати лет свой последний знаменитый роман «Поминки по Финнегану», опубликованный в 1939 году. Это сложный, экспериментальный роман, его называют «словотворческим, мифологическим и комическим». Произведение было принято критиками, однако до сих пор вызывает неоднозначные оценки у исследователей. Владимир Набоков, например, считал его откровенно плохим. 

Джеймс Джойс и по сей день остается одним из самых популярных англоязычных поэтов и прозаиков. Своим творчеством он повлиял на многих художников современности. Например, сильно его влияние на Сэмюэля Беккета, Хорхе Луиса Борхеса, Роберта Антона Уилсона. А его роман «Улисс» в журнале «Times» был назван «демонстрацией и подведением итога под всем современным движением – модернизмом».


 

Татьяна Чижикова

 



 

Рекомендуем

Наследие Осипа Ивановича Бове
Габриэль Гарсия Маркес «Вдохновение приходит только во время работы»
Королева бурлеска Дита фон Тиз
Знаменитые оперные театры мира, которые стоит посетить
Работник года по версии RIFF ‘18-19 (Фильм «Стажер» реж. Валерио Аттаназио)
"Многослойность". Максим Рубцов
Эдмон Ростан и его Сирано де Бержерак
Демьян Бедный: обласканный дьяволом
Умереть, успеть воскреснуть («1917», реж. Сэм Мендес)
Бесплатная театральная школа "Старое зеркало" на Новом Арбате