Партнеры Живи добром

«Не верь!» Муса Джалиль


Коль обо мне тебе весть принесут,
Скажут: «Изменник он! Родину предал», —
Не верь, дорогая! Слово такое
Не скажут друзья, если любят меня.

Я взял автомат и пошел воевать,
В бой за тебя и за родину — мать.
Тебе изменить? И отчизне моей?
Да что же останется в жизни моей?

1943


Не таков был татарский поэт тридцативосьмилетний Муса Мустафович Джалиль. Прожил он недолгую, но весьма насыщенную событиями жизнь, с которой тесно переплелось его творчество. Военная поэзия - это всегда очень смелая поэзия. Направленная, по сути, к примирению, но если мир невозможен – то призывающая к стойкости и способности доводить дело до конца. Идти в бой , без возможности движения назад.


Муса Джалиль


В 1946 году, уже после двух лет со смерти поэта, Министерство государственной безопасности СССР завело на него розыскное дело, а в 1947 его имя было включено в список преступников. И если бы не его творчество, то возможно он так и навсегда незаслуженно оставался бы в списках предателей. Муса родился в Оренбургской губернии шестым ребенком в крестьянской семье. Это был 1906 год. Жили бедно, родители не всегда могли купить своим детям книги и поэтому маленький Джалиль начал издавать их сам. Муса аккуратно сшивал листы бумаги, записывал туда сказки, легенды или стихи, иногда частушки. Этими самоизданными книгами и пополнялась библиотека семьи.


В 1921 год, когда ему исполнилось пятнадцать лет, в Оренбургской области началась засуха, которая повлекла за собой голод. По этой причине умерли два его брата и Муса, чтобы не обременять семью «лишним ртом» ушел жить на улицу, пополнив собой число беспризорных голодающих детей, которые в то страшное время заполоняли окрестности. В это время он, как было записано в его дневнике « питался, чем попало, ночевал, где придется, и воровал». От голодной смерти на улице его спас сотрудник  газеты Кызыл Юлдуз» («Красная звезда»), в которой печатались самые первые стихи Джалиля. Также он устроил юношу в школу, затем Муса поступил  в Татарский институт народного образования.


Творческое состояние - было постоянным спутником его жизни. Писать стихи он начал еще в детстве, но не всегда суть соответствовала требованиям газеты. Такое стихотворение, еще в 1917 году написанное «маленьким Джалилем» о бессмысленности кровопролития  не было напечатано. Но через два года его стихи узнали свет. 


«Красному знамени», «Красное войско», «Красный праздник». Названия были столь однообразны, что этот ранний период творчества окрестили « Красным». Он учился на рабфаке в Казане, состоял редактором разных газет и детских журналов. Муса Джалиль стал писать профессионально еще до Отечественной войны, до этого страшного события вышло 12 его сборников, среди которых «Орденоносные миллионы» на комсомольскую тему и «Стихи и поэмы». 


Муса Джалиль


С началом  второй мировой,  в 1941 году его призвали в Красную армию, а уже через год  от него перестали приходить  домой письма. Его жена, Амина-ханум, долго не знала, что же произошло  с мужем, был ли он убит или его взяли в плен, однако она знала характер своего мужа и верела в его стойкость и неподкупность. И вот в его жизни появилось место для настоящего подвига. Летом 1942 года Муса Джалиль был тяжело ранен в грудь и был взят неприятелем. Но чтобы продолжать войну с врагом, он решил пойти на хитрость, вступив в подразделение Вермахта. Муса организовал среди солдат подпольную группу, которая устраивала  побеги для военнопленных. 


Спустя недолгое время последняя тщательно подготовленная операция побега была раскрыта и его, а также группу солдат, приговорили к смертной казне. Гестаповцы  долго  не могли поймать его банду. Но в ночь на  двенадцатое августа 1943 года гитлеровцы  окружили барак,в котором находился Муса с товарищами  и  сделав  обыск , обнаружили листовки,  только что присланные из Берлина. Джалиля и его помощников арестовали. 


Поэт писал в тюремной камере:


Не преклоню колен, палач, перед тобою,

Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.

Придет мой час -- умру. Но знай: умру я стоя,

Хотя ты голову отрубишь мне, злодей


Муса Джалиль


Его имя стало преступным, так как никто не подозревал о той преданности родине и продолжительной обороне уже на территории противника, и так оно  и осталось бы если не известные ныне стихотворений из «Моабитской тетради». Выглядела она нарочно непривлекательно для фашистских глаз. Сшитая из разрозненных клочков бумаги и заполненная убористым арабским шрифтом. На обложке карандашная надпись, для отвода глаз «Словарь немецких, тюркских, русских слов и выражений. Муса Джалиль. 1943-44». Тетрадь могли прочитать только те, кто знал татарский. Уже знавший о своей смерти, ожидающий её, поэт передал эту тетрадь своему сокамернику, просил отнести на родину и рассказать свою историю. Он написал, что его и еще 12 человек приговорили к смерти, за распространения советской пропаганды и организацию побегов. Муса просил позаботиться о своих стихах, которые тщательно оберегал.


Как волшебный клубок из сказки,

Песни -- на всем моем пути...

Идите по следу до самой последней,

Коль захотите меня найти!


Чтобы вернуть его имени честь и доблесть была проделана огромная коллективная работа. Нашлись живые свидетели, документы, восстанавливающие истинные события  тех дней. «Моабитскую тетрадь» сохранил для печати не менее известный поэт Константин Симонов. Сейчас именем поэта  Мусы Джалиля названа Московская улица, с 1957 года он награжден ленинской премией, является героем советского союза. И все же премий и наград слишком мало за отобранную жизнь. 



Елизавета Романова


 

Рекомендуем

Николай Гумилев. Поэт-конквистадор
Книга недели. «Смилла и её чувство снега»
Культурный отдых в Сочи
Ее Величество Королева Сердец
Эпоха Бродского: мытарства заблудшего
«Ровесник века»: начало творческого пути Бориса Ефимова
Счастливые часов не наблюдают. А если это часы Ulysse Nardin?
Журнал «Time». Признанный авторитет
Венеция - синоним вдохновения
Ирина Скобцева. Легко ли быть первой красавицей?