Партнеры Живи добром

Роберт Браунинг и его «интроспективная драма»

                                

Английский поэт и драматург Роберт Браунинг родился 7 мая 1812 года. Отец его, банковский чиновник, не обладал достаточной силой характера, чтобы воспитывать детей. Сам, уподобившись ребенку, слушался жену, мать будущего поэта. В доме Браунингов безраздельно царил матриархат. Роберт буквально боготворил мать. Ее слово было законом для молодого человека, ее желаниям он никогда не перечил.

Чего не скажешь об отношениях с людьми и, в целом, с обществом. С ранних лет проявлял нетерпимость к требованиям общественной дисциплины. Был пылок в отстаивании своих взглядов. Воспитанный пуританами, уверенный в том, что ведает о земных и даже небесных делах лучше всех, Браунинг категорично отвергал взгляды, не совпадающие с его представлениями.

Будучи романтически настроенным юношей,  Браунинг увлекался стихами Шелли, Байрона, Китса. Мать всячески потакала воле сына. «Хочешь петь, а не служить? Пожалуйста!»

В 1831 году была выпущена первая работа, принесшая имени Браунинга известность, - поэма «Полина». После ее выхода он стал одним из членов кружка Диккенса, Вордсворта. Знался со знаменитым поэтом Теннисоном.

Browning.jpg

После публикации странных, но от того не менее прекрасных первых поэм – «Полина» и «Парацельса», Браунинг отдаляется от родного дома. Но всегда хранил теплые воспоминания о доме как об идеальном прибежище.

Ориентация на идеальный образ, который воплощала мама поэта, не помешала, однако, Браунингу воспевать других муз. Ими в разное время его молодости были:  пылкая, хрупкая Элиза Флауэр; некрасивая взрослая женщина Фанни Хауорт, которая хвалила все писательские опыты Роберта, часто даже непонятные для критиков.

Но все же Браунинг всегда искал женщину сильную, которой бы смог подчиниться, волей которой мог бы питаться. На некоторое время поиски музы зашли в тупик. Он пришел к промежуточному выводу, что женщин любить нельзя.

В этот период Браунинг разгорелся подобно факелу. По-настоящему увлечен он был лишь работой, времени на любовные приключения оставалось мало. Браунинг горел и творил, хотя многие произведения вызывали откровенное недоумение читающих. Сильная концентрация мысли, сплетение конфликтов - с временем и с самим собой - делали стихотворения запутанными и мрачными.

robertbrauning.jpg

В Браунинге соединялись элементы байроновского бунта и атеизма Шелли. Быть непонятным в эпоху созревающего викторианства поэту вышедшего из хорошей семьи, где почитались домашние добродетели, являлось даже достоинством.

Во время работы над поэмой «Сорделло», действие которой происходит в Италии, драматург путешествует в этих краях. Но работа не доставила удовлетворения творцу. Он озадачился найти «живительный источник силы, вдохновения»; женщину, которая могла бы возглавить духовную жизнь поэта и повести за собой, подобно тому, как мать возглавляла бытовую сторону жизни в их семье.

Удача улыбнулась ему. Уже отправляясь в Лондон, Роберт наткнулся на два томика стихов. «Стихотворения Элизабет Барретт» – гласила надпись на зеленой обложке. Браунинга покорили произведения талантливой женщиной. Глубина мысли, возвышенный интеллект, самобытный слог – все это привлекло творца настолько, что он решил во что бы то ни стало познакомится с ней.

Знакомство состоялось. А в 1846 году окончательно уверившись, что нашел «ту самую женщину» Браунинг женится на поэтессе Элизабетт Барретт Моултон. Она дала поэту чувство равновесия, защищенности, которое было ему необходимо после освобождения из-под материнского крыла.  О небывалой гармонии между супругами рассказывали даже друзья, знакомые. Из-за проблем со здоровьем жены, пара переехала в Италию. 

43503385_Robert_Browning.jpg

Теплый солнечный климат подходил Элизабет больше мрачного лондонского.  Супруги жили счастливо. Умиротворением проникнут сборник «Драматическая лирика» (1842 год). В период счастливого брака поэтом написаны произведения, принесшие ему славу. Среди них также – «Драматические поэмы» (1845 год) и «Мужчины и женщины» (1855 год).

 В 1861 году Элизабет покинула мир. Однако,  силы в час горестных испытаний, связанные с невосполнимой потерей, не покинули Браунинга. Он и не смог более оставаться на вилле в Италии и вернулся в Лондон. После смерти супруги поэт продолжил писать с прежним пылом.

 Главным его трудом считается роман в стихах «Кольцо и книга». Драматическое эпическое произведение, над которым поэт трудился в период с 1868 по 1869 гг., повествует о жестокости среды и невинно загубленной в ней человеческой жизни. Сюжет книги основан на реальных событиях. В данном произведении наиболее ярко заявил о себе талант драматического поэта, философа и психолога, а также способность проникать в суть явлений. 

Поэма была провозглашена как работа гения. А Браунинг занял место в «высшем пантеоне» поэтов. Стал в ряд, так называемого, первого разряда английских поэтов. В течении жизни драматурга эта работа пользовалась особой популярностью. Правда, со временем ажиотаж на произведение серьезно спал.

Потом Браунинг создает романы в стихах, рссказывающие читателям о современных, неприглядных реалиях – «Страна красных колпаков» (1873 год), «Трактирный альбом» (1875 год). Здесь поэт говорит о власти чистогана, религиозном мракобесии. Созданный в 1879 году сборник «Драматические идиллии» посвящен этическим вопросам.

magill-ph_0111201522-Browning_R.jpg

Туманно высказываясь, обладая при этом довольно глубоким взглядом на проблемы, как внешние, так и внутренние, Браунинг стал со временем даже причиной создания культа.  Туманность высказывания поэта-философа была, своего рода, кричащей особенностью, экстравагантной манерой. Непонятность, многозначность изречения... Эта манера привлекала многих молодых людей - поклонников Браунинга. Было создано «Браунинское общество», члены которого собирались и толковали смысл произведений поэта.

Поэт черпал вдохновение и, что немаловажно, сюжеты для произведений из работ эпох Средневековья и Возрождения.  Страстные монолги-исповеди, кстати, этот жанр ввел Браунинг, исполняют в  произведениях легендарные личности.

И хоть тема смерти вызывала огромный интерес у Браунинга, его нельзя было бы назвать негативистом, так как по натуре, это был оптимистически настроенный человек. Он рассматривал жизнь как временное пристанище перед загробной жизнью. На небесах будет царить вечный покой, гармония.

Robert_Browning_by_Herbert_Rose_Barraud_c1888.jpg

Безусловно, Браунинг понимал задачи драмы несколько по-своему. Его произведения обладают характерным почерком не только в отношении туманности, запутанности повествования, но и в особенностях жанрового построения поэм. Так, он почти лишает единства и движения свои произведения, однако, взамен открывает двери в потаенное: как дивный сад перед читателями постепенно раскрываются души героев.  

Сам он определял свой «личный» жанр как «интроспективная драма». Умение заглянуть внутрь и пронаблюдать причины тех или иных человеческих поступков выделяло Браунинга из ряда английских поэтов, придавало его произведениям самобытность.

В 1889 году, гостив в Венеции у сына, Браунинг умер. Трагическое событие произошло 12 декабря. Роберт Браунинг похоронен в Вестменском аббатстве.


Татьяна Чижикова

 


 

Рекомендуем

Начинается царство кино
Выставка «Юбилей Пушкина в Тифлисе, единственный в его жизни»
Простая история. "Мужчина и женщина" Клода Лелуша
72-й Каннский кинофестиваль
Ничто не может сломить человека («Сильнее» реж. Дэвид Гордон Грин)
Программа лектория «Культура 2.0»
Лопе де Вега. «Феникс испанского остроумия»
Печать великих лет Веры Мухиной
Кирилл Смородин: «...все люди, которых я встречал в путешествиях, в каком-то смысле — «романтики с большой дороги»
Любовь Орлова: "Яркая и сложная"