Партнеры Живи добром

Томас Манн: «Мне достаточно рассказать о себе, чтобы заговорила эпоха»


Если вы попросите любого немецкого читателя назвать выдающихся писателей Германии, то обязательно услышите имена Гете и Шиллера, а из гениев литературы ХХ века назовут Томаса Манна. 6 июня исполняется 140 лет со дня его рождения.


«… Мы, ректор и сенат, с одобрения высокочтимых университетских инспекторов, на торжественном заседании избрали и назначили Томас Манна – широко известного писателя, который является учителем жизни для многих наших соотечественников и в то же время вместе с очень немногочисленными современниками сохранил высокое достоинство немецкой культуры, –  почетным доктором философии и присвоили ему все права и почести, связанные с этим званием», –  с такими словами Томасу Манну присудили докторскую степень по философии в Гарвардском университете. В то время, как в родной Германии, в Бонне, он был лишен этого звания. 


Томас Манн


Это было связано с эмиграцией Томаса Манна с семьей в Америку и нежеланием писателя поддерживать фашистский режим. К этому времени Томас Манн, уже нобелевский лауреат по литературе, был очень известен у себя на родине, и, конечно, правительство не могло закрывать глаза на его неприятие государственной политики и категоричные высказывания в адрес нового германского руководства (публичная речь «Призыв к разуму», 1930 г.). Сначала Манна лишили гражданства, а потом и ученой степени. Ему повезло, что он опередил эти правительственные меры, так как за несколько лет до этого переехал в Швейцарию, а после, приняв сначала чешское гражданство, – в США, где жил и работал на протяжении следующих пятнадцати лет. Потом было возвращение в Европу, но не в Германию, туда Манн приезжал только в качестве почетного гостя, заслуженного деятеля культуры, читать лекции. Родная и горячо любимая им страна внушила смертельный ужас не только всему миру, но и ему самому, навсегда отторгла от себя лучшего из своих граждан. 


Гениальный писатель так сформулировал свое значение для мира и литературы: «Я свято верю, что мне достаточно рассказать о себе, чтобы заговорила эпоха, заговорило человечество, и без этой веры я бы отказался от всякого творчества». Культурный кризис Европы на рубеже 19 и 20 веков, европейская цивилизация на грани Первой мировой войны, фашистская угроза в преддверии Второй мировой войны – духовная ткань произведений Томаса Манна, персонажи представляют собой взаимодействующие мировоззренческие концепции, оживленные этико-нравственные идеи. Первый роман «Будденброки. История гибели одного семейства», опубликованный в 1901 году, принес писателю мировую славу и признание, а 28 лет спустя Томасу Манну была присуждена Нобелевская премия: «За великий роман «Будденброки», который стал классикой современной литературы». У романа автобиографическая основа, писатель сам родился в богатой буржуазной семье, его отец был крупным зерноторговцем, и всей душой желал, чтобы дети продолжили его дело. Однако двое из его пяти детей преуспели совсем на другом поприще: родной брат Томаса Манна – Генрих Манн – также великий немецкий писатель.


Иначе сложилась судьба героев книги, в ней члены семьи, делая выбор в пользу интеллектуальной свободы и искусства становятся нежизнеспособны, беззащитны перед стихийной силой, шопенгауэровской волей. Этот роман представляет собой иллюстрацию к философскому труду Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление». Писатель проверяет идею иррациональной воли, которая ослабевает при слишком интеллектуальном или эстетическом восприятии жизни: в конце романа в возрасте пятнадцати лет умирает последний представитель рода Будденброков, невероятно музыкально одаренный юноша. Но самому Томас Манну хватило воли, чтобы противопоставить поистине великое и прекрасное хаосу времени. Как заметил писатель, он и его братья были наделены этой волей, в то время, как обе сестры покончили с собой с промежутком в двадцать лет.   


Помимо Шопенгауэра, на мировоззрение Томаса Манна повлияла философия Ницше. Он разделял взгляд философа на особое положение Германии, видел необходимость в сохранении немцами своей национальной идентичности, был против засилья американской культуры, поэтому поддержал Первую мировую войну, которую воспринимал как войну национальной культуры с цивилизацией, самобытности с обезличиванием. Эту точку зрения он изложил в 1918 году в сборнике «Размышления аполитичного». Но вскоре его консервативные взгляды начали меняться в сторону либерально-демократических, это произошло после убийства министра иностранных дел Веймарской республики националистами. 


Томас Манн


В следующем великом романе «Волшебная гора», изданном в 1924 году, Томас Манн уже иронизирует над своим прежним мировоззрением, не приемлющим пацифизм, среди героев он выводит одного, который этически обосновывает войну, критикует гуманистические идеалы и забывает в своих рассуждениях обо всякой человечности. Томас Манн в первую очередь придерживался гуманистических ценностей, и как только он заметил проявления фашизма среди национал-социалистов, его оценка стала категорически не приемлющей и однозначной. В 1930 году он пишет новеллу «Марио и волшебник», волшебник-гипнотизер олицетворяет фюрера, который усыпляет дух народа, погружая в иллюзии.


С 1934 года в течение десяти лет Томас Манн создает роман-тетралогию «Иосиф и его братья», в его основу лег ветхозаветный сюжет – Миф об Иосифе Прекрасном. Юноша был изгнан с израильской земли родными братьями, провел много трудных лет в Египте, но спустя годы именно он помог предавшей его семье избежать голодной смерти, и преумножил свой род. То же происходило и в жизни самого писателя: вынужденная эмиграция, клевета со стороны гестапо, и при этом непрерывное созидание на благо своего заблудшего народа – Манн говорил, что он пишет свои произведения в первую очередь для немцев, во время Второй мировой войны Томас Манн выступает на радио с обращениями к немецким гражданам, несмотря на все ужасы фашизма отстаивает славное имя Германии и личным примером, и просветительской деятельностью – занимает должность консультанта по немецкой литературе в научной библиотеке Конгресса США. 


Томас Манн


Еще одно выдающееся произведение Манна «Доктор Фаустус» было опубликовано почти сразу после Второй мировой войны, в 1947 году. В нем рассказывается история гениального композитора, который, стремясь к творческим прозрениям, в поисках новой оригинальной музыки, погубил свою душу. В конце книги герой, сознательно поставивший стену между собой и всем остальным миром, сходит с ума. Здесь есть параллель с личностью и биографией Фридриха Ницше, а также с Германией времен фашизма. Этот образ отчужденного от реальности творческого человека, который уходит в духовный мир, пренебрегая земными радостями и порядком.


Томас Манн всегда чувствовал, в каких пропорциях нужно соотносить индивидуальное и общественное, интуитивно выбирая наиболее приемлемые варианты жизнеустройства, в этом и проявлялась сила его незаурядной и одаренной личности, в умении поступать правильно – истинно немецкое свойство. Личное в его жизни не подавляло социальное, и наоборот. С одной стороны, пренебрежение скучной зубрежкой в школе (он два раза оставался на второй год!), отсутствие степени бакалавра, с другой – профессорские должности в крупнейших университетах мира. В успешной женитьбе на красавице еврейского происхождения из высшего света и рождении шестерых детей, его способности обеспечить им достойную жизнь даже непростым писательским трудом реализовалась его воля к жизни, в его же бессмертных произведениях (например, новелла «Смерть в Венеции», 1912 г.) навсегда останется идеал любви неземной, материально бесплодной, однополой любви.



Софья Матвеева


 

Рекомендуем

Звезда джаза Гленн Миллер
Декабрь в ГПИБ
Библия стиля
Юрий Сенкевич. Путешествие длиною в жизнь
Выживет умнейший («Джентльмены» реж. Гай Ричи)
Мартин Скорсезе. Кино по-крупному
Монолог режиссера. Миммо Калопрести
«От голубой розы к золотому гранату. Образ Востока в русском искусстве первой половины ХХ века»
Электрические грёзы («Кошачьи миры Луиса Уэйна», реж. Уилл Шарп)
38-й ММКФ. Конкурс. "37" реж. Пук Грастен