Партнеры Живи добром

Александр Балуев. Адепт искусства «для людей»


Есть две категории актёров: те, кто живёт ради искусства, и те, кто занимается искусством ради жизни. Актёр Александр Балуев принадлежит ко второй категории и не скрывает этого. Не пытается притворяться, когда у него берут интервью, на вопросы о работе отвечает прямо, хоть и немного путано, как человек, который предпочитает дело долгим раздумьям.

Дорога к нынешнему его положению, к возможности самому себе выбирать роли и даже ставить условия, была долгой и непростой. В театральный ВУЗ Балуев поступил только со второй попытки, да и после окончания Школы-студии МХАТ не ладилось с кинопробами. По словам самого Балуева, его лицо считалось «неинтересным» и «мало что выражающим», так что произвести впечатление ему не удалось. Впрочем, в театре тогда ещё Советской армии не были столь привередливы, и актёр Балуев смог проявить свой талант в таких постановках, как «Дама с Камелиями» и «Деревья умирают стоя».

Александр Балуев

В 1986 году Балуев переходит в театр им. М.Н. Ермоловой, где участвует в спектаклях «Прощай, Иуда», «Приглашение на казнь», «Калигула» и многих других.

В начале 90-х Балуев начинает кочевать из одного театра в другой. Ему удается поиграть в любимом Ленкоме, в который его, опять же, не хотели брать, в постановке «Небесные странники» Захарова. Была также постановки в «Независимой группе Анны Сигаловой», Театре Романа Виктюка и Театре Эстрады. Со временем Балуев начинает понимать, что репертуарные театры ему не подходят.

Понятие «театр-дом» актёру не близко. По его мнению, профессия не должна обязательно предполагать принадлежность труппе, коллективу, «дому». Даже наоборот, эта принадлежность «ограничивает», актёр «играет то, что ему предлагают или не предлагают», не получается «честного и искреннего разговора со зрителем». Так что Балуев предпочёл свободу и связал свою жизнь с антрепризой. Такое решение можно назвать смелым и вполне удачным: к примеру, спектакль по Дж. Стейнбеку «Люди и мыши» М. Горевого вот уже почти 20 лет собирает полный зал.

Первую серьезную роль в кино Балуеву дал режиссер А. Кайдановский, выбрав его на роль близнецов Удальцовых в своей неоднозначной драме «Жена керосинщика». Эта работа станет дебютной как для Балуева, так и для Евгения Миронова. С ним же он разделит успех драмы В. Хотиненко «Мусульманин».

Александр Балуев

Балуев открыто признаётся, что кое-какие роли он выбирал исключительно из экономических соображений. Среди 90 с лишним наименований в его фильмографии явно помимо действительно интересных, вроде «Столкновение с бездной», «Кризис среднего возраста», «Гибель империи», «Одна война» есть масса проходных. Актёрство для Александра Балуева — это, прежде всего, работа. Впрочем, его нельзя упрекнуть в том, что он не проживает, не пропускает через себя каждого персонажа. Даже в самых посредственных фильмах актёр работает над ролью добросовестно.

Нельзя сказать, что Балуев стал заложником своей довольно брутальной внешности. Он органично смотрится во многих амплуа. Но больше всего его любят создатели фильмов о войне. Артисту удалось создать целый спектр различных характеров, выходя за рамки предложенного сценария. Его герои не однолики, не просто «сапоги» с зычными голосами. Скорее всего, сказалась его непосредственная связь с этой средой: он вырос в семье кадрового офицера. Балуев играет не профессии, а людей.

В сериале «Спецназ» у него получился образцовый военный: патриот, «отец всем солдатам», «командир не по сценарию». В «Благословите женщину» — верный долгу, преданный, но зациклившийся на войне кадровик, чёрствый и безжалостный по отношению к самым близким. В «Турецком Гамбите» — настоящий «белый офицер», элегантный и лощёный. В «Кандагаре» — не просто командир, а человек, с понятиями о чести, достоинстве и справедливости.

Балуеву предлагают преимущественно положительные роли, но среди них много таких, которые вызывают у самого актёра чувство противоречия: «Мне интересно играть то, что я не принимаю в людях». Таким стал для него, к примеру, тот же Ларичев из фильма «Благословите женщину»: «…не понимаю, как можно, даже ради большой цели, не видеть рядом с собой человека».

Александр Балуев – это актёр вторых ролей, но его персонажи «живут» в кадре. Ни одной фальшивой интонации, неестественного жеста, взгляда — всё укладывается в эстетику каждого отдельно взятого фильма. Иногда запоминаются даже больше, чем главные герои. Например, Карп из тяжелейшей драмы «Одна война» или Свидригайлов из «Преступления и Наказания» Светозарова.

Александр Балуев

В своём отношении к кино Балуев твёрд: кино — это искусство для людей. Для него важным является не столько успех, сколько возможность донести до зрителя какую-то мысль, пообщаться с ним. До сих пор именно по заполненности зрительного зала Балуев судит о качестве своей работы.

Возможно, кто-то упрекнёт его в нелюдимости, в том, что «коммуницируя» со зрителем со сцены, в жизни он предпочитает молчать и хорониться где-то за городом, вдалеке от людей, событий. Но, как по мне, это признак состоявшегося, цельного человека и настоящего актера — разграничить жизнь и сцену и выдвинуть на всеобщее обозрение персонажей, самому оставаясь в тени.



Елизавета Савостьянова




 

Рекомендуем

В омут с камерой: «Мой мир – это мир кино»
Биши Шелли. Романтик и рационалист
Жанна Д’Арк. Легенда, воплощённая в искусстве
Счастливчик Джим ("Удача Логана" реж. Стивен Содерберг)
Йо-хо-хо и миллиард долларов в прокате. История "Пиратов Карибского моря"
Индийская мода. Имперский стиль без перегибов
Не золотые купола
Мать Тереза. «Я — карандаш в руке Бога, это Он пишет...»
Международный конкурс молодых пианистов Grand Piano Competition
67-й Берлинский Кинофестиваль. "Ужин", реж. Орен Муверман