Партнеры Живи добром

Эмиграция сатиры ("Безумные соседи" реж. Филипп Де Шоврон)


"Безумные соседи" Кристиан Клавье

Сегодня каждый, после пробуждения приняв более или менее стабильный человеческий облик, направился на работу. Возможно, в силу летних отпусков, кто-то отправился гулять по городу или вообще улетел на другой конец земного шара. В общем, каждый из нас, выйдя из зоны комфорта, измеряющейся в ипотечных процентах, прямиком ринулся в современный сложный мир человеческих взаимоотношений. За этот день каждый увидит свыше ста человек, а может и намного больше. Это будут совершенно разные люди: знакомые, прохожие, продавцы, официанты, попрошайки, таксисты… Кому-то мы улыбнемся, кого-то оставим без внимания, а кого-то в раздражении обойдем стороной. «Безумные соседи» как раз о тех, кому не посчастливилось оказаться в последней группе.

Каркас картины составляет классический принцип анекдота: главный герой, Жан Фужероль (Кристиан Клавье), в преддверии предвыборной компании, опьянев от своего выносного либерального мироощущения, заявляет по телевидению, что на своем примере покажет, по какому пути необходимо идти горячо любимой им Франции. Безусловно, это путь открытости миру и каждому, кому необходим кров. Вследствие этого Жан бравурно объявляет, что он лично примет любого иммигранта, которому не повезло найти крышу над головой. Открыв двери собственного особняка, купленного за счет богатой красавицы-жены (Эльза Зильберштейн), Жан надеется открыть сердце каждого француза, дабы оно горячо приняло проблему миграции. Однако он даже не подозревает, что буквально на следующий день в его дворе будет стоять фургон цыганской семьи под предводительством нахального Бабика (Эри Абиттан).

Фильм Филиппа де Шоврона, безусловно, очень смешной. Непринужденная игра актеров подкупает своей простотой, в которой скрывается комедийная органика. Однако просмотр отягощает то, что проблематика ленты не взращивает сатирическое, скрытое в картине. Сатира вроде бы присутствует, но лишь слегка и непозволительно карикатурно. Кажется, словно Филипп де Шоврон нарочно сглаживает острые углы, скрывающиеся в теме, что освещается в фильме. В действии хранится интересный и острый для современного мира конфликт, но он не выходит на показ зрителю. После просмотра фильма создается ощущение, словно со зрителем попытались поговорить откровенно, но тут же засмущались и перешли в цирковое шоу и балаган.

Да, «Безумные соседи» – комедия. Однако ей большей подходит жанр сказки. Непростительно поднимать проблемы культурной интеграции, мировой миграции и увеличение интереса к правым идеологическим течения, проскакав на них, как на батутах, слегка прикоснувшись пяткой. Удручает, что фильм, имея невероятно актуальное и мощное зерно, не поливает и не удобряет его на протяжении сюжета, напротив, забывая и стаптывая его к концу ленты. Возможно, с точки зрения французского менталитета «Безумные соседи» – довольно острая сатирическая картина, с красивым и нужным конечным «месседжем». Но проблема не в радужной концовке. Проблема в поверхностном раскрытии проблематики сюжета.

«Безумные соседи» – фильм о лживом буржуа, что, столкнувшись с реальностью, о которой он самодовольно писал в своих книгах, счищает с себя, если говорить по-русски, «мещанскую» корку и действительно открывается тому новому, о чем слепо заявлял по телевидению. Однако данная концепция старовата и заезжена. Современному зрителю необходим смелый эксперимент, который ожидаешь и ждешь в начале фильма, пока сюжетные линии только-только завязываются. Однако после завязки наступает комедийный балаган. Смешно. Красиво. Остроумно. Актеры прекрасны, как и их французский (если не брать цыганский напускной акцент). Было бы странно ожидать от подобных звезд профессионального разочарования.

Разочарование от фильма можно отнести к разряду культурного. С точки зрения профессии все сделано замечательно, ремесленно: монтаж, звук, игра актеров, сценарий. Однако кино – это преодоление себя. Зритель хочет узнать нечто неожиданно новое. Зритель хочет поразиться. В хорошем смысле этого слова. Зрителю не хватает увеличительного стекла и плетки, что будет заставлять в него смотреть. «Безумные соседи» этой функции не выполняет. Возможно, все же не для всех это так необходимо. В любом случае под конец дня можно заглянуть в кинотеатр и купить билет на ближайший сеанс, дабы для себя решить, так ли это на самом деле. Фильм посмотреть определенно стоит. Как минимум, в качестве хорошей разрядки в виде смеха.

А по пути домой, накопив те самые среднестатистические сто лиц за целый день, возможно кто-то вспомнит одно, которое раньше старался не замечать. И что-то изменится в самом восприятии. Желательно в лучшую сторону. Вряд ли это будет под впечатление фильма, хотя кто знает…


"Безумные соседи" Кристиан Клавье


Илья Михеев



 

Рекомендуем

Веселый конец света ("Тор: Рагнарёк" реж. Тайка Вайтити)
Программа «Кижские метаморфозы» на острове Кижи
Прощай, Анна! “Каренина” на фестивале Solo
Все мы — Гамлеты?
Эдгар Дега. Наследник старых мастеров
Французы любят… («Возьми меня штурмом», реж. Дэни Бун)
Печать наследия. Иван Сытин
Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Показ BEssARION. 26 марта
Хосе Кареррас, испанский оперный певец
«Когда кино выполняет лишь развлекательную функцию, оно унижает зрителя». Интервью с Юсупом Разыковым