Партнеры Живи добром

Кино. Классика. "Рим - открытый город" Р. Росселини


Рим - открытый город


Начиная с 1945 года и до середины 50-х, в итальянском кино господствовал неореализм. Течение, возникшее после свержения фашистского режима и окончания войны концентрировалось на изображении суровых будней разоренной, но свободной страны. Картины, снятые в этом стиле, можно считать не только произведениями искусства, но и полноценными историческими источниками, так как их сюжеты были основаны на реальных событиях и изображали их предельно подробно. Первым фильмом, созданным по законам неореализма, принято считать картину Роберто Росселлини «Рим – открытый город».

Сюжет фильма демонстрирует жизнь в оккупированной фашистами Италии. В центре повествования участник сопротивления Джорджио Манфреди (Марчелло Пальеро), его друг Франческо (Франческо Гранжаке), невеста Франческо – Пина (Анна Маньяни) и священник Дон Пьетро (Альдо Фабрици). Стоит отметить, что в фильмах эпохи неореализма большую роль играет прием типизации – ни одна ситуация и ни один герой не уникален. Так режиссер стремится на примере истории нескольких человек рассказать о жизни всей конкретной страны, да и, в общем- то, любой страны, находящейся под оккупацией. Образы героев как портретная галерея предстают перед зрителем. Мы видим участников сопротивления, один из которых скрывается от преследования, а другой пытается уловить хоть какие-то мгновения счастья от молодости, которая пришлась на такую тяжкую пору, его невеста Пина – заботливая мать, устраивающая бунт, чтобы достать немного хлеба для сына и себя. Узнаются также и образы священника, который молится за допрашиваемого, чтобы тот не проговорился, дезертира, молодой девушки, которая готова променять любимого на новое пальто и даже немца, сомневающегося в том, является ли арийская раса избранной. Режиссер ведет свой рассказ, без прикрас показывая быт военного времени и, несомненно, сочувствуя своим героям, уставшим и обессилевшим, однако готовым сражаться за свободу до самого конца. Их речи не пестрят вдохновенными лозунгами и фразами, однако нельзя не почувствовать бесстрашие героев, силу и невероятное спокойствие, с которым они встречают каждый новый день и каждый поворот судьбы.

Работа над сценарием была начата еще во время войны. В его создании участвовали Роберто Росселлини, Серджо Амидей, Фредерико Феллини, для которого эта работа стала первой, и Альберто Консильо. В основу сюжета положены реальные истории: одна из них касается Дона Морозини – римского священника, расстрелянного во время войны, другая рассказывает о протипе Пины – партизанки Терезы Гуллаче, убитой немцами в Риме. И хотя на родине прокатчик отказался распространять фильм, за рубежом картина приобрела невероятную популярность, завоевала Гран-при Каннского фестиваля, была номинирована на Оскар и положила начало итальянскому неореализму.

Неореализм в Италии возник спонтанно. «Кое-кто мог бы подумать, — писал впоследствии Де Сика, — что в один прекрасный день все мы — Росселлини, Висконти, я и другие — сели за столик в каком-нибудь кафе на Виа Венето и решили: давайте создадим неореализм. Нет, это было далеко не так. Мы почти не были друг с другом знакомы... Каждый жил сам по себе, размышлял, надеялся по-своему. И, тем не менее неореалистическое кино вылилось в широкое коллективное движение» Однако уже через 10 лет этой эпохе пришел конец, что объясняется улучшением экономического положения страны, а на смену ему пришли другие режиссеры, которые несли уже другие идеи, например, тот же Феллини, Висконти, Антониони, Пазолини и Бертолуччи.


Рим - открытый город


Надежда Афанасьева


 

Рекомендуем

«Новая квартира» на Новой сцене. Премьера спектакля в Театре имени Евгения Вахтангова
Альбер Камю – «Совесть Запада»
Забытый хоррор ("Дары смерти" реж. Шон Бирн)
Жан де Лафонтен: судьба знаменитого эпикурейца
Выставка «Время собирать… Князь Юсупов и его библиотека»
Хроника слабого сердца («Бык» реж. Борис Акопов)
Камиль Писсарро. Человек сердца
Программа лектория «Культура 2.0»
Электрические грёзы («Кошачьи миры Луиса Уэйна», реж. Уилл Шарп)
Ирина Скобцева. Легко ли быть первой красавицей?