Партнеры Живи добром

Кино. "Лобстер" реж. Йоргос Лантимос


Лобстер


Йоргос Лантимос – греческий режиссер театра и кино. За его плечами 5 фильмов и работа над церемониями открытия и закрытия Олимпийских игр в Афинах в 2004 году, и он уже имеет репутацию кинематографиста с уникальным стилем съемки и особым взглядом, что подтверждается 3 наградами Каннского фестиваля, номинацией на «Оскар». Претендентом на награду американской киноакадемии его сделал фильм «Клык», выпущенный в 2009, где Лантимос, кстати, уже опробовал жанр антиутопии (только в формате отдельно взятой семьи), в котором он будет спустя 6 лет работать над принесшей ему мировую славу картиной «Лобстер».

Сегодня многие зрители относятся к жанру антиутопии если не с опаской, то с долей скептицизма. Все благодаря таким франшизам как «Дивергент» и «Голодные игры». Однако там нужный эффект достигается за счет тотальных изменений устройства ныне существующего мира, что едва ли заставит нас почувствовать прочную связь между тем показанным на экране и образом жизни, который мы ведем сегодня. Лантимос же, придерживаясь жанра антиутопии в «Лобстере», добивается необычайной реалистичности картины. Он не усложняет тот мир, в котором мы живем, а наоборот делает его более примитивным. Человек всегда стремится сделать сложно простым, округлить неполное до целого, часто не признавая возможность иррационального ответа. В мире «Лобстера», если задуматься, нет полутонов. А вот главный герой Дэвид как раз лишь из них и состоит: размер ноги 44,5, так что приходится брать обувь размера либо 44, либо 45.

Историю событий, произошедших в фильме, мы узнаем постфактум от одной из героинь, которую режиссер в титрах называет просто «Близорукая женщина» (Рейчел Вайс), до некоторых пор мы будем считать ее лишь рассказчиком. Стоит отметить, что в фильме только у главного героя (Коллин Фаррел) есть имя. Возможно, мы не знаем имен, потому что рассказчица не хочет выдавать участников отряда одиночек, а режиссер стремится продемонстрировать обыденность ситуации и типичность героев. Девушка ведет повествование так, словно рассказывает предание, прошедшее испытание временем, историю, повторяющуюся из века в век. Она дает зрителю возможность самостоятельно ориентироваться в неизвестном (или все же таком знакомом?) ему мире, догадываться и узнавать его законы, правила и, наконец, наблюдать за дальнейшим развитием событий, сопровождаемым комментариями Близорукой женщины.

Условно фильм можно поделить на две части. Сначала мы попадаем в отель для одиноких и знакомимся с жизнью в этом довольно необычном заведении, где за 45 дней каждому необходимо найти себе пару, иначе человека превращают в животное. Разрешается выбирать, каким животным стать. Дэвид решает стать лобстером, потому что те живут больше 100 лет, то есть, у него будет много времени, чтобы найти настоящую любовь, в случае, если его жизнь в человеческом обличии скоро завершится. Во время пребывания в отеле для постояльцев проводятся различные тренинги, цель которых – продемонстрировать, что без пары в мире выжить нельзя. Также проходит охота, во время которой можно, подстрелив такого же, как ты, одиночку, получить дополнительные дни. Дэвид, который большую часть своей жизни прожил в браке, с большим трудом приспосабливается к новым порядкам и, будучи довольно наивным человеком, привыкшим просто плыть по течению, возможно, впервые задумывается о нелогичности действующей системы. Обязательное условие создания пары здесь – наличие сходства, пусть даже такого примитивного, как кровотечения из носа. В самом деле, действительно ли одинаковый цвет волос или знание различных языков может стать фундаментом для счастливой семьи? Однако подобный подход имеет место и в нашем мире, пусть и не в такой категоричной форме. Люди часто полагают, что одинаковый материальный достаток или, например, любовь к произведениям Хемингуэя может быть залогом взаимной симпатии друг к другу. Можно пытаться объяснить феномен любви с научной точки зрения, с точки зрения психологии, химии или даже астрологии, но невозможно вывести формулу, работающую во всех случаях. Наиболее яркой иллюстрацией схемы сводничества «Лобстера» можно назвать известное всем шоу «Давай поженимся», где за 40 минут участникам предлагается сделать свой выбор, основываясь на краткой приукрашенной автобиографии и расположении звезд. Почему вообще двум влюбленным нужно быть похожими? Как всегда, стараясь сделать мир лучше и счастливее, государство навязывает гражданам свои взгляды, тем самым ограничивая их свободу. В итоге создается общество конформистов, которым приходится лгать (к примеру, биться головой об стол, как это делал один из героев «Лобстера», чтобы найти пару любой ценой и, наконец, покинуть отель) и жить с нелюбимыми.

Но есть в этом мире те, кто готов сопротивляться подобной политике. В отряде одиночек, в который чуть позже попадает Дэвид, свои правила: не допускаются какие-либо романтические отношения. Здесь, как и в отеле, герою выдают все необходимые вещи, которые тоже одинаковы для каждого. И именно тогда, когда Дэвиду наконец-то удалось освободиться от необходимости притворяться и заставлять себя любить, он встречает свою половинку, такую же близорукую, как и он сам. Однако и здесь, среди людей, казалось бы, не признающих политику сводничества, героев ждет наказание за проявление их чувств. Получается, что нет хороших и нет плохих. Обе системы одинаково жестоки, ведь насильственное навязывание «чувств» также противоестественно, как и их полный запрет. Но, какими бы суровыми ни были условия, человек приспосабливается ко всему. И когда Дэвид узнает, что друг его возлюбленной принес ей кроликов, первое, что он стремится узнать, - является ли тот близоруким? Герой действительно отличается от тех, с кем он встречается на протяжении всего фильма, ведь он испытывает настоящие чувства, однако не перестает мыслить, рассуждать и оценивать мир вокруг так же, как и все остальные. Внезапный поворот событий создает острый конфликт между сердцем и разумом героя. Сможет ли он прислушаться к своим чувствам и выйти из зоны комфорта, изменив свои взгляды на мир, или же все станет, как прежде?

В своем фильме Лантимос продолжает традиции Антониони и Годара, что неудивительно: проблемы некоммуникабельности и протеста против угнетающей системы встают сегодня очень остро. Гротеск «Лобстера» обнажает примитивизм мышления героев, которые, привыкнув ходить по протоптанной дорожке, теперь прилагают большие усилия, чтобы познать мир самостоятельно, начиная с чистого листа. И если обычно любовь заставляет людей смотреть на мир сквозь розовые очки, то здесь она служит целительной силой, вынуждающей взглянуть на происходящее с другого ракурса. Этот уникальный дар отличает героев от других.

Основная проблема устройства мира в этом фильме (и не только в нем) заключается в стремлении человечества превратить любовь в конвейерное чувство, таким образом, уничтожив все иррациональное и не поддающееся объяснению. Пытаясь стандартизировать эмоции ради общего блага, люди забывают об уникальных потребностях каждого, что в итоге приводит к насилию. В этом случае попытка изменить ситуацию должна заключаться, прежде всего, в создании кардинально нового мировоззрения и образа мышления, а не в простой подмене одной крайности другой.


Лобстер


Надежда Афанасьева



 

Рекомендуем

Выставка Елены Киселёвой "Элегантный век" в музее русского импрессионизма
Любимые мультфильмы Вячеслава Котеночкина
Борис Штерн. На гребне четвертой волны
Валентин Катаев. Советский гений
Мишель Легран. Живая легенда
Конвейер дал сбой («Черная вдова», реж. Кейт Шортланд)
Один день из жизни модели. 32 сезон Mercedes-Benz Fashion Week Russia
Творческая интуиция Фредерика Шопена
Самобытный островок искусства
Искусство трейлера