Партнеры Живи добром

Крепкая психика («ЗОЖ», реж. Магнус фон Хорн)


Сильвия Заяц (Магдалена Колесник) – звезда инстаграма. Ее имя на слуху по всей Польше. Белокурая фитоняша набрала 600 000 подписчиков, появилась на обложке глянцевого журнала и провела мастер-класс в торговом центре. Фолловеры от нее в восторге и признаются: она изменила их жизнь и помогла поверить в себя. В планах блогерки – участие в ТВ-передаче. Но карьера дает сбой. В порыве эмоций Сильвия на весь интернет признается, что одинока и мечтает найти любовь. Видео с рыдающей Заяц становится вирусным. PR-менеджер фитнес-тренера негодует и хмурит брови. Крупный производитель спортивного питания встревожен изменениями ее образа и подумывает прекратить сотрудничество: девушка со слезами на глазах не самая лучшая реклама товара, рассчитанного на тех, кто хочет быть здоров, подтянут и красив. На признание Сильвии отреагировал не только бизнес. К дежурству возле ее дома приступил мерзкий тип.

Официальный российский синопсис «ЗОЖа» фокусируется на сталкере. Не верьте ему. Лента шведа Магнуса фон Хорна не об обезумевшем мужике в погоне за блондинкой. Главная героиня, конечно, не рада навязчивому поклоннику, но девицей в беде не становится и не позволяет зрительскому вниманию сместиться с ее психологического портрета на физиономию преступника.


«ЗОЖ». Источник: «Capella Film»


«ЗОЖ» попал в конкурс прошлогоднего Каннского кинофестиваля, не состоявшегося из-за пандемии коронавируса, и выходит в прокат с эмблемой смотра. В оригинале проект называется «Пот» – звучит брутальнее, чем аббревиатура здорового образа жизни. Однако российский вариант все же не так далеко ушел от истины. Магнус фон Хорн, и правда, снял фильм о здоровом образе жизни. Вопрос лишь в том, что имеется в виду, когда говорят о ЗОЖе.

Голубоглазая блондинка, вечно улыбающаяся, бодро проговаривающая фирменные фразы, глядя в фронтальную камеру – ходячий мотиватор, да и только… Но фон Хорн не высмеивает Сильвию и, на удивление, не бормочет с умным видом, какая она пустышка. «ЗОЖ» кадр за кадром разрывает шаблоны и уже такие надоевшие упреки в адрес блогеров. Заяц следует строгим правилам, чтобы поддерживать себя в форме. Но фитнес для нее не просто комплекс упражнений ради осиной талии – это ее жизнь, то, что держит на плаву и наполняет смыслом каждый новый день. Ведение блога, тренировки – настоящая работа, требующая стопроцентной отдачи. Именно это никак не могут принять ее родственники.

«ЗОЖ» сталкивает не два и не три поколения за обеденным столом, он обнажает конфликт мировоззрений в современном обществе. Мама, отчим, дяди, тети и кузены Заяц не понимают, что с развитием технологий появляются и новые профессии. Для них труд успешной родственницы какой-то ненастоящий. Они обесценивают ее старания, в их представлении бездетная и незамужняя фитнес-блогерка – несостоявшаяся жена и мать, тунеядка, которой деньги сыплются на голову как снег с неба. В общем, Сильвия не вписывается в патриархальную систему ценностей. Не столь важно, кем именно работает героиня. Многие женщины легко найдут что-то общее с ней. И речь не о точеной фигуре или вкусах, а о проблемах, с которыми Сильвия сталкивается. Ссора блогерки с семьей словно сцена из документального фильма о гендерной дискриминации и эйджизме.


«ЗОЖ». Источник: «Capella Film»


Сильвия находится под прицелом камеры: эмоции и тренировки фиксируются с минимального расстояния, дистанция между зрителем и героиней часто сокращается настолько, что близость к Заяц вызывает даже дискомфорт. Развеселенький мастер-класс на фоне магазинов сменяется упражнениями, данными словно под увеличительным стеклом. Оператор Михал Дымек снимает их «без фильтров» – занятия спортом в лосинах не похоже на гламурное времяпрепровождение. Они словно выставляют напоказ, как объективируется женское тело. Будучи очевидными, механизмы объективации теряют силу и работают не на создание эротического объекта, а на то, чтобы высветить личные границы и отрефлексировать взгляд вуайериста/сталкера.

Не менее дотошно и четко фильм создает и образы второстепенных персонажей. Они убедительны, объемны и самое главное – узнаваемы. «ЗОЖ» показывает людей, не умеющих общаться, лишенных эмпатии, с трудом принимающих тех, кто неудобен, потому что не похож на тебя. Выстоять в такой компании и не сломаться – подвиг.

Здоровый образ жизни в случае с фильмом фон Хорна не физкультура и смузи или комплект сомнительных советов разномастных специалистов без медицинского образования, а психологическая устойчивость, умение идти к своей цели и адекватное поведение в стрессовых ситуациях.



«ЗОЖ» в кино с 8 апреля.


Елена Громова



 

Рекомендуем

Георгий Товстоногов: «несъедобный» диктатор русского театра
Живопись Владимира Маковского
Дон Джонсон: «Я лучше, чем Пачино. Я лучше, чем Де Ниро»
В ЦДМ на Лубянке открылась школьная ярмарка
Фонтаны Петергофа. Европейское великолепие Северной столицы Российской Империи
Культурное наследие Армении. Минас Аветисян
Павел Чухрай: «Режиссер – это призвание!»
Дмитрий Дмитриенко: "Мы в ансамбле дорожим каждым слушателем и остаемся ему верны"
Необычное собеседование в театре Российской армии: премьера психологического детектива «Метод Гронхольма»
Жуткая идиллия («Солнцестояние» реж. Ари Астер)