Партнеры Живи добром

Кризисные углы современности ("Квадрат" реж. Рубен Эстлунд)


"Квадрат"

До России, наконец, добрался фильм, получивший «Золотую пальмовую ветвь» 70-го Каннского фестиваля. Драма «Квадрат» Рубена Эстлунда вызывает на личный разговор о нас самих, о кризисе смысла и о том, как утекая, смысл оставляет нас пустыми.

Рубен Эстлунд снял глубоко личный фильм-высказывание. В нём он в очередной раз «говорит» о социальных проблемах и кризисах современного человека и не боится использовать личный опыт в качестве основы для сюжета. Режиссер ―  настоящий автор инсталляции «Квадрат», вокруг которой строится сюжет одноименного фильма.

Картина Эстлунда ― настоящая сатира на окружающий нас современный мир.. Тонкий абсурдистский юмор и довольно аскетичный стиль помогают режиссеру усилить свое высказывание. В диалогах героев проскакивают фразы, укалывающие современный порядок вещей в самое сердце. Режиссер вместе с героями говорит то о деньгах, то об отношениях, то о сущности современного искусства. Что происходит, когда пейзажное полотно помещают в галерею? Становится ли что-то, помещенное в пространство галереи, искусством или нет?

Что же с современным искусством? Оно теряет самое главное ― смысл. Реклама делает его пустым, пытаясь придать произведениям искусства больше остроты, поднять шумиху. Так реклама выворачивает изначальный смысл наизнанку. «Простота ― это избито», — говорят рекламщики, подстраиваясь под главные тренды. «Квадрат» показывает то, что получается в результате — и это настоящая бомба. Во всех смыслах. Фильм иронизирует над таким искусством. Вот сцена, где высокопарные  разговоры прерывает мужчина с синдромом Туретта. «Постарайтесь быть толерантнее, это сильный психический недуг». Толерантность обезвреживает каждого, как и животный напор в нашумевшей сцене в ресторане. И то, и другое показывают слабость перед тем, что кажется сильнее. В одном случае это беспрекословная толерантность, в другом — уверенная агрессия. Диктат усмирения.

«Квадрат» показывает отсутствие какой-либо душевности. Примат оболочки с гниющим содержанием. Эстлунд показывает безразличие к сути. Главное ― ажиотаж, клики, репосты, HD-качество. Бездушное отношение ко всему: своей работе, искусству, другим людям. Даже помощь становится лишь инструментом. «Подай мне чикен чиабатту. Но только без лука!», ― кричит цыганка.  Где нет смысла, образуется пустота. Так происходит с главным героем, Кристианом, но он об этом даже не догадывается. Грустная насмешка ― именно Кристиан курирует проект «Квадрат», инсталляцию, призванную объединить людей, дать им возможность помочь друг другу.

Рубену Эстлунду удалось снять прекрасную драму о нас самих. По-настоящему социальная лента, адресованная вглубь современного человека. Метафора его ленты — это ребенок, просящий о помощи, но отказывающейся принять её от обидчика. И даже раскаяние ничего не изменит.  Режиссер фильма берет на себя роль врача, который указывает больному на то, что у него болит. Фильм-высказывание, диагностирующий болезнь, логично подходит и к стадии принятия. Но даже исповедь перед обществом (и, конечно, перед самим собой) не помогает найти корень, что называется, зла. Корень остается глубоко внутри каждого из нас.

"Квадрат"

Дмитрий Горохов


 

Рекомендуем

2 тур Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой
Николай Гумилев. Поэт-конквистадор
Музыка, достойная Оскара
Кино. Blick’15. Изабелла Штевер «Гизела»
Дни Берлинского кино в Москве
Шедевры австрийской музыки с Юлией Лежневой и Александром Либрайхом
Художник широкого профиля Эль Лисицкий
Коко Шанель. Женщина – легенда
Следствие по телу
Алексей фон Явленский: «Моя работа — это моя молитва, высказанная красками»