Партнеры Живи добром

Призраки и sms («Персональный покупатель», реж. Оливье Ассаяс)


"Персональный покупатель"


В 2015 году Кристен Стюарт стала лауреатом кинопремии «Сезар». Почетную награду она получила за роль второго плана в ленте «Зильс-Мария» режиссера Оливье Ассаяса. Тогда актриса, с черной меткой в послужном списке в виде Беллы из всем известной саги, обошла свою коллегу по фильму: Жульет Бинош, сыгравшая главную роль у Ассаяса, так и не поднялась на сцену «Шатле», уступив Адель Анель (в 2016 мы ее видели в «Неизвестной» братьев Дарденн) в номинации «лучшая актриса».

В «Зильс-Марие» Стюарт сыграла Валентину, персонального помощника актрисы Марии Эндерс (Жульет Бинош). Роль Валентины в этом фильме примечательна хотя бы тем, что компульсивно переиначивает акценты. Мария переживает кризис среднего возраста, она уже не молода, но талантлива и востребована. Правда, роли, предлагаемые ей в последнее время, сильно отличаются от тех типажей, к которым актриса приросла душой. Стюарт не давала насладиться поэтическими страданиями Бинош: ее Валентина видела в своей работодательнице не романтическую натуру, противостоящую времени, а самовлюбленную женщину, не способную принять нечто новое. Колкие упреки Валентины в адрес стареющей актрисы придали ленте Ассаяса немного остроты и не позволили захлебнуться в жалости к Эндерс.

В «Персональном покупателе» Кристен Стюарт вновь играет у Ассаяса помощницу очередной дивы, и вновь ее героиня Морин недовольна своей начальницей Кирой (Нора фон Вальдштеттен). Но, в отличие от «Зильс-Марии», высказать боссу в лицо все, что она о ней думает, Морин не может. Между Кирой и Морин нет той эмоциональной привязанности, которая, несмотря на свою болезненность и, возможно, даже односторонность, установилась между Валентиной и Марией. Ни Кира не идет на контакт со своей подчиненной, ни Валентина не старается этот контакт установить. И superstar не единственная, кто в Париже не спешит общаться с молодой американкой. Ассаяс добавляет хоррора и щепотку мистики в свой фильм: Морин пытается добиться хоть весточки с того света от своего брата-близнеца.

Девушка не нуждается в полнокровном общении с умершим, ей нужен всего лишь знак, узрев который, она тотчас же вернулась бы к обычной жизни, позабыв о потустороннем мире. В этом отношении ее представления об общении с призраками мало чем отличаются от взаимодействия с начальницей. Кира оставляет ей короткие сообщения и ускользает от разговора с глазу на глаз, Морин не может добиться большего. Ассаяс идет дальше и усиливает одиночество персонального shopper’а. Он обрезает не только межличностные контакты героини Стюарт, но и навязчиво подчеркивает ее отчуждение от собственного тела. У нее один размер одежды и обуви с Кирой, но примерить наряды звезды перед покупкой ассистентке запрещено. Запрет начальницы Морин усвоила настолько хорошо, что, периодически переступая его, похожа на колониста, прибывшего осваивать неизведанные земли.

Морин оказывается в тесной клетке, информация о внешнем мире в которую поступает по весьма узким каналам связи: sms, skype, youtube, записки от Киры и выцарапанные призраками знаки. И ей этого достаточно, более масштабное присутствие в ее жизни людей, что живых, что мертвых, изображается Ассаясом как агрессия. Призраки и люди в «Персональном покупателе» функционируют примерно одинаково: они появляются перед американкой в Париже как некие метки, сообщения, неизвестно кем именно оставленные и с какой целью. Разговоры Морин с бывшей девушкой брата также не отличаются душевностью и глубиной.

В «Персональном покупателе» Ассаяс создает образ шоппера как смелый стилист, сочетая историю о приведениях с буднями ассистентки «звезды», тоску по умершему брату с романом по sms с чокнутым незнакомцем, умело обращаясь при этом с эмоциональной палитрой Стюарт. Актриса же вполне выдерживает въедливый взгляд камеры и вытягивает на своих хрупких плечах как сцены в заброшенном доме, населенном привидениями, так и эстетские зарисовки Морин в платьях с подиума.

Если рассматривать «Персонального покупателя» как послание, то сообщение Ассаяса получилось похожим на выразительный витиеватый рисунок, расшифровка которого может отнять немало времени. У фильма весьма многообещающее начало. С первых кадров режиссеру и его музе удается сгенерировать достаточно высокое напряжение, но к финалу оно спадает настолько, что еще час назад завораживающие образы вызывают неловкий смех. В защиту Ассаяса и Стюарт, конечно, хочется сказать, что кардинальная смена настроения в фильме, его неровные швы – признак того, что к концу режиссер смеется над тем, что в начале «Персонального покупателя» подавалось вполне серьезно. Но кто же знает, что именно хотел донести Ассаяс, и у кого хватит жизненных ресурсов просмотреть его фильм не как sms от старого приятеля?


"Персональный покупатель"


Елена Громова



 

Рекомендуем

Постскриптум («Аббатство Даунтон» реж. Майкл Энглер)
Роман Айн Ренд как библия объективизма
Театр Звезда
40-й ММКФ. Конкурс. "Год Леона" Мерседес Лаборде
Вызов судьбе («Дыши ради нас» реж. Энди Серкис)
Что? Где? Когда? Главные развлечения недели
Чемоданное настроение
Большой концерт LP в Москве: как это было
Счастливый билет в музей «Кижи»
Burberry. Не каждый осмелится быть таким «простым» художником