Партнеры Живи добром

«Центральный Багдад»: новый взгляд на войну в Ираке


Новый британский сериал «Центральный Багдад» – этакий нуар в декорациях Ирака 2003 года. Сочетание весьма необычное, но это не единственное, что делает сериал примечательным. И даже если вам совсем неинтересна тематика войны в Ираке, на этот сериал стоит обратить внимание.

Действие «Центрального Багдада» разворачивается осенью 2003 года, когда Ирак оказался под управлением американской коалиции. Его главный герой – Мехшин Аль-Хафаджи (Валид Зуэйтер), бывший полицейский, после свержения режима оставшийся без работы. Его жена умерла от рака, а сына казнили, и Хафаджи в одиночку растит двух дочерей. Младшая серьёзно больна, а старшая однажды исчезает. Чтобы найти её и помочь младшей дочери, Хафаджи решается на сотрудничество с коалицией: британский полицейский Фрэнк Темпл (Берти Карвел) предлагает ему заняться восстановлением иракской полиции.

Не стоит ждать от «Центрального Багдада» истории о том, как эту самую полицию восстанавливают, или как Хафаджи расследует преступления. Поиски дочери заводят его дальше, чем он думал, и ему открываются тайны, которые пытаются скрыть американцы и британцы.


«Центральный Багдад». Источник: Channel 4


Завязка и место действия, казалось бы, предполагает, что получится боевик, а не нуарная драма. На самом же деле темп сериала зачастую и вовсе неспешный, это подчёркивает и лёгкая музыка. Хоть и с восточными мотивами, она, кажется, больше подходит для прогулок по парижским улочкам, нежели по полуразрушенным районам Багдада.

Жизнь в городе тоже неспешная, почти что застывшая: Багдад погрузился в какое-то выжидающее безвременье, полудрёму, которую время от времени нарушают проносящиеся мимо американские броневики и звуки выстрелов.

Да, без перестрелок, конечно, дело не обойдётся, но их в сериале гораздо меньше, чем можно ожидать. «Центральный Багдад» вообще хорошо играет с ожиданиями зрителей, и многое, в том числе и персонажи, оказывается совсем не тем, чем кажется.

Это касается и того, как изображена жизнь иракцев. Женщины здесь так же активны, как и мужчины, и сериал отказывается от всех стереотипов, связанных с мусульманским миром. Хафаджи позволяет себе чуть-чуть нарушить пост и выпить чашку чая, а его отношения с младшей дочерью совсем не такие, какими мы ожидаем увидеть отношения отца-мусульманина и его дочери. Они подшучивают друг над другом, делятся своими переживаниями и прекрасно понимают друг друга.


«Центральный Багдад». Источник: Channel 4


В этом, пожалуй, основное достоинство «Центрального Багдада»: его главный герой – житель Ирака, и показан он не стереотипным радикалом, а простым человеком. Про войну в Ираке в США и Британии снято множество фильмов, но это чуть ли не первый случай, когда события показаны глазами иракца, а не пришельца с Запада.

Сам Хафаджи – герой, которому действительно хочется сопереживать и симпатизировать. Он немного лирик: любит поэзию и может процитировать строчки любимых поэтов. Он мягок и вежлив, но, если потребуется, сможет дать отпор. Создание такого интересного и приятного персонажа – заслуга, конечно, не только создателей сериала, но и Зуэйтера. Прежде ему постоянно доставались роли террористов или преступников с Востока, а в «Центральном Багдаде» выяснилось, что он идеально подходит на роль главного героя драмы или триллера. Хотя Хафаджи тоже неидеален, и у него есть свои тайны.

Верным спутником Хафаджи становится Карл – простой, даже скромный таксист, чудесно сыгранный Юссефом Керкуром. Он как-то невольно становится этаким тихим ангелом-хранителем

Мехшина и одновременно олицетворяет жителей Ирака, пойманных в послевоенное безвременье, которые не понимают, кто они в родной стране, и не знают, чего ждать. Карл признаётся, что ни о чём не мечтает и просто хочет жить, и всеми силами держится за семью. Так он заодно напоминает и Хафаджи, слишком увлёкшемуся разгадыванием тайн, о том, что действительно важно.


«Центральный Багдад». Источник: Channel 4


Ещё один актёр, который заслуживает отдельного упоминания – Берти Карвел. Его Фрэнк Темпл – человек очень неоднозначный. С вкрадчивыми манерами и кривой улыбкой, он поначалу кажется простым британцем, который пытается возродить полицию Ирака, персонажем весьма симпатичным. Но, конечно, и с ним всё не так просто. Карвел мастерски прорабатывает каждую черту своего героя, и под конец Темпл может вызвать настоящее отвращение. Антагонисты в этом сериале совсем не пытаются выглядеть харизматичными злодеями.

Хэппи-энд – ещё одна вещь, которую не стоит ждать от «Центрального Багдада», хотя финал его и не совсем печальный. Скорее, он оставляет горько-сладкое послевкусие и оставляет светлую надежду на то, что дальше всё будет лучше.


Мария Баратели



 

Рекомендуем

Начало всех начал («Довод», реж. Кристофер Нолан)
Российские музыканты номинированы на GRAMMY
Первая птица, достойная премии. "Щегол" Донны Тарт
Кино. Премьера. "Смешарики. Легенда о золотом драконе"
Опиум и мораль в творчестве Льюиса Кэрролла
«Всё равно в Одессе будет тесно…» («Одесса» реж. Валерий Тодоровский)
Библиотека иностранной литературы
Савелий Крамаров. С улыбкой по жизни
Artem Shumov / FW 2018-2019
Притча «Музыкант, который искал восьмую ноту»