Партнеры Живи добром

Джордж Баланчин. Видеть музыку, слышать танец

 

23 января 1904 года в Санкт-Петербурге появился на свет Георгий Баланчивадзе, ставший впоследствии известным на весь мир как Джордж Баланчин. Будущий великий хореограф родился в семье выходцев из Грузии. Его отец, Мелитон Баланчивадзе был композитором. Георгий рос в атмосфере искусства, был окружен музыкой, и любовь к театру и балету появилась в его сердце с самого детства.

В девять лет он поступил в школу балета при Мариинском театре, его педагогами были Самуил Андрианов и Павел Гердт. Исполнение роли амура в «Спящей красавице» стало его первым выходом на сцену. Важным моментом, определившим всю дальнейшую деятельность Баланчина и создавшим основу для его фирменного стиля, стала учеба именно в Петербурге. «У нас была настоящая классическая техника, чистая. В Москве так не учили…».

Джордж Баланчин

После окончания учебы, в 1921 году, Георгий был принят в труппу Государственного театра оперы и балета. С началом 20-х связано и его поступление в Консерваторию, где он обучался игре на фортепиано, осваивал музыкальную теорию и композицию. К этому же периоду относится и организация Баланчиным экспериментальной труппы «Молодой балет», где он впервые попробовал себя в качестве балетмейстера. Тогда же Георгий Баланчивадзе встретился с Тамарой Жевержеевой, юной танцовщицей, ставшей в 1922 году его первой женой.

1924 год можно назвать поворотным в судьбе Георгия Баланчивадзе, ведь именно тогда это имя исчезло, и появилось новое – Джордж Баланчин. Во время гастролей «Молодого балета» по Европе на артистов обратил внимание великий Сергей Дягилев. Именно он предложил Георгию поменять длинное грузинское имя на европейский манер. Так, Джордж Баланчин остался во Франции и занял пост хореографа прославленного «Русского балета» Дягилева.

Около пяти лет Джордж Баланчин ставил балеты для труппы Дягилева. Эти постановки на музыку Игоря Стравинского, Сергея Прокофьева и других авангардистских композиторов сейчас считаются классикой балета ХХ века. «Аполлон Мусагет» является программным произведением Баланчина в период его работы в «Русском балете». В нём отчётливо прослеживались и новаторство балетмейстера, и черты его фирменного стиля.

Джордж Баланчин

Для Джорджа Баланчина музыка всегда стояла на первом месте, он адаптировал классическую хореографию с её четкостью и традициями под симфонические произведения, изначально не писавшиеся для танца. Баланчин говорил, что балет не нуждается ни в сюжете, ни в декорациях и костюмах, ведь «тело танцовщика способно выразить любые эмоции только при помощи музыки».

Несмотря на то что Георгий ставил собственные балеты, Баланчин не переставал танцевать, но во время одной из репетиций он получил травму колена. Возможно, именно из-за этой трагической случайности он всецело посвятил себя хореографии и постановкам.

Смерть Сергея Дягилева в 1929 году стала и постепенной смертью для «Русского балета» – труппа распалась, и Баланчин покинул пост хореографа. В последующие несколько лет он работал балетмейстером в нескольких европейских труппах, после чего создал свою – «Балет 1933». Несмотря на то что объединение просуществовало не более нескольких месяцев, Баланчин поставил ряд успешных балетов на музыку Курта Вайля, Дариюса Мийо и Анри Соге, сотрудничал с Бертольдом Брехтом, а также организовал в Париже крупный танцевальный фестиваль.

После одного из спектаклей случилась вторая поворотная для Джорджа Баланчина встреча, с американским меценатом Линкольном Кирстайном. Настоящий фанат балета, он был одержим идеей создания американской балетной труппы. В постановках Баланчина, балансировавших на грани авангарда и классики, он нашёл то, что хотел и незамедлительно предложил хореографу перебраться в США и возглавить будущую труппу.

Уже через несколько месяцев Школа Американского балета набрала первых учеников, а спустя год Баланчин создал на её базе труппу «Американский балет». Коллектив объездил с гастролями почти всю Америку, выступал на самых престижных площадках, например, на сцене знаменитой Метрополитен-опера.

Джордж Баланчин

Деятельность Баланчина в США не ограничивалась лишь балетными постановками: в 1936 году состоялся его дебют на бродвейских подмостках, также он попробовал себя и в постановке таких мюзиклов, как «На кончиках пальцев» и «Убийство на Десятой авеню». Премьера последнего, кстати, не имела никакого успеха, рецензии были разгромными, но Баланчин продолжал упорно работать, искать новые пути.

1948 – год создания самого успешного из проектов Баланчина – труппы «Балетное общество». Именно эта труппа стала олицетворением американского балета. Вплоть до конца 1970 годов, до развития болезни, Баланчин осуществил десятки постановок, впоследствии вошедших в историю. Будучи убежденным в главенствующей роли музыки, хореограф никогда не ограничивал музыкальный репертуар для своих балетов. Баха сменял Гершвин, Равеля Стравинский, а Моцарта Бернстайн. Одним из самых любимых композиторов Баланчина всегда был Чайковский, а постановка «Щелкунчика» стала одной из самых успешных, и её исполнение до сих пор является предрождественской традицией в США.

Личная жизнь Баланчина, пожалуй, тема для отдельной статьи. У него было четыре жены и несчётное количество муз. Они были движущей силой его творчества, для них он ставил свои балеты. Все его жёны являлись танцовщицами и в тот или иной период выступали в его труппах.

Джордж Баланчин скончался в 1983 году в Нью-Йорке. Спустя несколько месяцев был создан фонд его имени. А те новшества, которые ввёл Баланчин, стали правилами не только для американского, но и для всего современного балета.

 

 

Елизавета Воробьёва

 



 

Рекомендуем

Классик эпохи «Серебряного века» - Борис Зайцев
Не издавай ни звука («Тихое место» реж. Джон Красински)
Сентябрь в ГПИБ
Что? Где? Когда? Афиша сентября
Паоло Трубецкой: «Искусству учиться не нужно»
Печать великих лет Веры Мухиной
Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой. Пресс-конференция
Утиная охота («Падение», реж. Вигго Мортенсен)
Непристойный Пьетро Аретино
Ярослав Гашек. Противостояние абсурду абсурдом