Партнеры Живи добром

С кем вы, мастера культуры?


Первая постановка молодого актера театра и кино Александра Молочникова «19.14», повествующая о Первой мировой войне, вышла еще в октябре 2014 года и завоевала высокие оценки критиков и публики. К началу этого года зрители МХТ им. А. П. Чехова заговорили о следующем творении начинающего режиссера – рок-спектакле «Бунтари».

Здесь на сцене смешались сразу несколько эпох: времена декабристов и народовольцев, период перестройки 1980-х. Как думаете, что может связывать политических деятелей и рок-музыкантов 80-х? Александр считает, что всех персонажей его спектакля сближают надежды на светлое будущее и безуспешные попытки изменить мир.

Бунтари.jpg

Ощутим дух большевистской эпохи. Художник Николай Симонов декорирует сцену с помощью ретро-мебели и шумного холодильника. В центре зафиксирована небольшая деревянная площадка с микрофонами. В жизнь воплотили деревянную сцену из советской передачи «Музыкальный ринг». Николай сымитировал образ квартиры прошлого века, чтобы зритель смог побывать на концерте-квартирнике. По сути дела, «Бунтари» выстроены как спектакль-концерт: оркестр отвечает за смену ритмов и настроений, а герои выступают на уникальном в своем роде рок-концерте.

В сюжете нет строгой хронологической структуры. События на сцене развиваются с хаотичной скоростью. Перед нами то начало 19 века, то конец 21-го. На одной сцене встретились Пушкин с Нечаевым, Маркс и Энгельс – с Гребенщиковым. Все герои веселятся в этой шумной, праздной обстановке. Дискуссии героев о будущих перспективах страны звучат несерьезно, да и сами артисты кажутся забавными. Взять хотя бы катающегося на роликах и метко отвечающего на вопросы цитатами из своих стихов Пушкина (Григорий Сиятвинде) в рыжем парике.

В спектакле поднимается актуальный вопрос: «С кем вы, мастера культуры?». Вам кажется, что эта фраза впервые была зафиксирована Максимом Горьким? Но на самом деле этот наболевший вопрос присутствовал, присутствует и будет присутствовать во все времена. В «Бунтарях» царь Николай (Денис Бургазлиев) задает этот вопрос Пушкину, запугивает поэта фразой: «Кто пустит тебя во дворец – тебя, друга Пестеля?!» В итоге угнетенный Александр Сергеевич принимает условия царя и говорит чуждыми для себя строками: «Его я просто полюбил: он бодро, честно правит нами; Россию вдруг он оживил войной, надеждами, трудами».

Эта тема затрагивается и в истории рока 80-х годов. После фрагмента «Музыкального ринга» на сцене появляются очевидцы музыкальной передачи и начинается спор. Но дискуссия не удается. Дается только четкий ответ на вопрос, как нужно правильно жить и с кем дружить творческим личностям.

В постановке «Бунтари» затрагивается еще одна больная тема: «почему в России мечты о равноправном обществе либо остаются воздушным замком, либо осуществляются наперекосяк?» В спектакле на эту тему можно увидеть революционные споры, соседствующие с любовными утехами террористов. Идолы юных народовольцев, наподобие Бакунина (Денис Бургазлиев), недурно проводят время заграницей и оттуда вещают об реорганизации России.

Бунтари.jpg

В «Бунтарях» показывается русский дух, ориентирующийся на привычный россиянам «авось», и присущий нам необдуманный авантюризм. Актерам удалось передать русский дух, эмоции и переживания своих героев. Спектакль завораживает, не знаешь, чего ожидать дальше. Благодаря этому забываешь о художественной «шероховатости» (отсутствие линейной структуры, скомканность диалогов). Да, в нашей стране все не так просто, как хотелось бы. И, по-видимому, будет так же сложно. Зато здесь всем всегда весело.

 

Маргарита Новикова-Рогожина


 

Рекомендуем

Российские прокатчики как спонсоры хорошего вкуса зрителя
В тридевятом штате, в тридесятом боро («Сиротский Бруклин» реж. Эдвард Нортон)
Что важно знать при просмотре «Однажды… в Голливуде»: исторический контекст без спойлеров
«Настоящий балет» Юрия Григоровича
Триумфальный визит Жауме Пленса или раскрытие секретов тишины
Московская государственная консерватория им. П.И.Чайковского
Альбом "Carry fire". Роберт Плант несет огонь
«Не любишь политику – правильно делаешь»
Поколение джинсов ("Заложники" реж. Резо Гигинеишвили)
Открытие Московского Международного фестиваля «Москва встречает друзей» глазами Daily Culture