Партнеры Живи добром

Том Стоппард. Борец за добро и справедливость



«Моя проблема в том, что меня не интересует ничто, кроме меня самого. А из всех форм художественного вымысла автобиография оплачивается хуже всего»,- Том Стоппард.


Драматург, писатель, сценарист и общественный деятель — Том Стоппард всю жизнь посвятил «борьбе за справедливость», большинство его постановок имеет политический подтекст. Но при этом он остается классиком современной британской драмы. Считая себя коренным англичанином (Стоппард говорил, что не чувствует себя иностранцем в Великобритании, скорее наоборот), никогда не забывал о родной Чехословакии, в которой погибла часть его семьи.


Том Стоппард


Том Стоппард, урожденный Томаш Штраусслер, родился 3 июля 1937 года в городе Злин, Чехословакия, в семье врачей. 30-е и 40-е годы ознаменовались жесткой политикой геноцида евреев, проводимой вторгшимися на территорию страны войсками немецкой армии. Семья вынуждена была эмигрировать в Сингапур, после чего мать — Марта Штраусслер — вместе с детьми была выслана в Индию. Отец, Евжен Штраусслер, как и все мужчины, вынужден был остаться и, во время захвата японскими войсками города, погиб при бомбардировке. Мать вышла замуж за майора британской армии Кеннета Стоппарда и вместе с детьми перебралась в Англию. Чтобы избежать лишних вопросов, было принято решение, согласно которому, отныне семья будет носить фамилию Стоппард. Также отчим просил Тома забыть об иудаистской вере, к которой ранее принадлежала его семья, и держать прошлое в секрете от других. 


По приезде в Великобританию родители беспокоились за дальнейшую судьбу ребенка, а потому старались дать ему хорошее образование. Он учился в лучших школах-интернатах страны, но в возрасте 17-и лет был отчислен за неуспеваемость, после чего связал свою судьбу с журналистской деятельностью, его статьи печатались в прессе Бристоля. В 1960-х годах Том переехал в Лондон, где продолжил работать на должности репортера, помимо этого, занимался тем, что писал тексты для аудио и видеоформатов, а также публиковал критические статьи к спектаклям в журнале «Сцена», под псевдонимом Уильям Бут. Журнал просуществовал лишь 8 месяцев, однако, за это время Том успел посмотреть 132 спектакля. С этого момента Стоппарда увлекает драматургия, и он начинает заниматься переработкой пьес для постановок в театре. В августе 1964-го года в Гамбурге состоялась премьера первой переработанной им пьесы «Прогулки по воде».


Том Стоппард


Мировую славу Тому Стоппарду принесла постановка одноактного спектакля «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» в августе 1966-го года. Главные герои были взяты из шекспировской трагедии «Гамлет», где они выступают в качестве персонажей второго плана, и представлены как основные действующие лица. Получился взгляд на основное действие «со стороны», с позиции второстепенных героев. Трагедия превратилась в комедию, в которой, ранее кажущиеся одним целым, персонажи предстали перед зрителем заметно отличающимися друг от друга личностями, не способных жить врознь. Спектакль открывается игрой в орлянку, где Розенкранц изображен достаточно рациональным человеком, для него важно осознавать суть любых происходящих событий. Так, проигрывая Гильденстерну в 80-ый раз, он нисколько не расстроен таким положением дел, а, наоборот, пытается понять их причину. Гильденстерн же принимает все таким, какое оно есть, и не обращает внимания на мелочи. Образы героев представлены в комической форме, поднимая проблему маленьких людей, автор превращает спектакль в фарс, где главные действующие лица — два недотепы. 


Дальше действие развивается согласно сюжету Шекспира, однако Стоппард оставляет финал открытым, предпочитая не упоминать о дальнейшей печальной судьбе героев, известной публике по сюжету «Гамлета». Пьеса была представлена на Эдинбургском фестивале и, после ошеломительного успеха, поставлена в Национальном Королевском театре в Лондоне. На русский язык она была переведена И. Бродским, а первый показ постановки в Москве состоялся лишь в 1990-ом году. Помимо пьесы, 1966 год приносит автору его первый и единственный за всю писательскую деятельность роман «Лорд Малквист и мистер Мун», который, в отличие от сюжетов для театральных постановок, не удостаивается большого внимания со стороны публики.


Том Стоппард


В 1968 году состоялись еще две премьеры — спектакли «Входит свободный человек» и «Настоящий инспектор Хаунж», которые тоже были увенчаны успехом. Дальше следует ряд работ: «После Магритта» (1971), «Прыгуны» (1972, признана лучшей пьесой года), «Пародии» (1974), «Ночь и день» (1978), «Настоящие» (1982) и другие. Эти произведения отличает загадочность замысла сюжета, двусложность мысли автора. Драматург использует прием масок и зеркал, намеренно запутывая зрителя. Содержание остается неоднозначным и размытым. Автор затрагивает философские темы, размышляя о роли искусства в мире и о предназначении художника: «Мост Альберта» (1969), «Художники» (1973), «Отражения» (1983).


В 1968 Стоппард посещает Чехословакию и СССР, ведет активную политическую деятельность, связанную с защитой прав человека. Так, он впервые оказывается в Москве, а затем в Ленинграде в составе организации «Amnesty International». Вспоминает первый визит в Россию Стоппард с долей неприязни, говоря, что запомнил лишь, как ему было страшно в серой и холодной столице, где всюду преследовали и фотографировали. Занимаясь проблемой насильственного обращения с людьми в психбольницах, Том Стоппард встречается в Лондоне с советским диссидентом Владимиров Буковским, после чего пишет пьесу «Хороший парень стоит доброго отношения» (1978) о времени правления Брежнего, посвящая ее Буковскому и Файнбергу. Следует целый цикл диссидентских пьес, в которые входят посвященный Вацлаву Гавелу «Профессиональный трюк» (1977) (приуроченная к выходу «Хартии 77»), «Закодированный Гамлет и Макбет» (1979) и «Квадратный круг» (1984), о польском движении «Солидарность». 


Том Стоппард


В 1983 в Стокгольме утверждена премия для неофициальных чешских авторов, посвященная личности Тома Стоппарда. 


В 1993 драматург пишет пьесу под названием «Аркада», с уже характерным для автора запутанным сюжетом. Действие в пьесе, происходящие в английской усадьбе XIX века, резко сменяется нашими днями и возвращается назад. Речь идет о бренности человеческого существования, невозможности предугадать будущее. Неоднозначная постановка имеет огромный успех у публики и ставится в первых театрах Лондона, Петербурга и Москвы. Благодаря громким премьерам своих пьес, на протяжении долгого времени имя драматурга лежит на слуху и до сих пор не теряет своей популярности.


Тома Стоппарда волновало прошлое его семьи, в особенности судьба четырех прародителей, ставших жертвами Холокоста. Он пытается глубже изучить свои корни, поднимая проблему геноцида. В связи с этим в 1996 году отчим просит его не использовать более свою фамилию, так как не хочет, чтобы она ассоциировалась с евреями, однако, Том продолжает писать под уже известным именем по сей день. 


В 2000 году Том Стоппард награждается британским орденом «За заслуги» и удостаивается титула Сэра, который присваивает ему Елизавета II. Также он получает звания «Командор ордена Британской Империи» (1978), «Рыцарь-бакалавр» (1997), «Почётный доктор Йельского университета» (2000), «Почётную степень Кэмбриджского университета» (2000), Премию Тринити-колледжа (2009) и в том же году награждается японской Императорской премией. 


Том Стоппард


За свою долгую карьеру драматург успевает попробовать свои силы в качестве сценариста фильмов. Снимается ряд кинокартин по сценарию Стоппарда: британская версия «Трое в лодке, не считая собаки» (1975), «Отчаяние» (1978), по роману В. Набокова, «Бразилия» (1985), «Империя Солнца» (1987), шпионская драма «Русский отдел» (1990), «Влюбленный Шекспир» (1998) (за который драматург получил сразу две награды: заветный «Оскар» и «золотой Глобус»), «Частный детектив Марлоу» (1998) (там же пробует себя в эпизодической роли), «Энигма» (2001), «Закодированный Гамлет и Макбет» (2005), «Берег Утопии» (2010), «Анна Каренина» (2012). Выступает в роли сценариста и режиссера по своей пьесе «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (1990), за который получает «Золотого Льва» на Венецианском фестивале. В фильме отчетливо чувствуется стиль письма мастера, его неповторимость. В 2015 году презентовал на экранах театральный перфоманс «Трудная задача», представляющий собой спектакль, снятый на киноленту, на данный момент последняя работа.


В 2005 Том Стоппард приезжает в Минск, где совместно с экс-президентом Чехии Вацлавом Гавелом и американским драматургом Артуром Копитом оказывает поддержку Белорусскому свободному театру, который противостоит диктаторскому режиму политики А. Лукашенко. 


Том Стоппард


6 октября 2007 года в РАМТе (Российский академический молодежный театр) состоялась премьера трилогии «Берег Утопии» (2002), которая к тому моменту уже имела популярность за рубежом. В ее основе история, рассказывающая о временах эмигрантской России XIX века, об отношениях власти с народом, где герои — авторы передовых идей, предстают не Великими умами человечества, а живыми людьми, со своими проблемами и любовными интригами. Пьеса состоит из 3-х частей: «Путешествие», «Кораблекрушение» и «Спасение». Представление длится на протяжении 8-и часов, в нем заняты 68 актеров, сыгравшие роли 70-и персонажей. Пьеса охватывает временные рамки продолжительностью в 35 лет. В контексте сюжета мелькают такие имена как А. Герцен, П. Чаадаев, И. Тургенев, В. Белинский, М. Бакунин, Н. Огарев, Н. Чернышевский, И. Асаков, К. Маркс и другие. 


22 сентября 2011 года состоялась премьера спектакля «Rock’n’roll» в России, в уже облюбованном Стоппардом РАМПТе (театр взялся за пьесу по личной просьбе драматурга). В этот раз сценарист сам приехал в страну, чтобы оказать помощь в постановке перформанса, так как его оригинальный формат содержит тонкий авторский посыл, что усложнило перевод пьесы; также труппа боялась, что зритель не сможет с первого раза понять основную концепцию, заложенную автором в постановке. К премьере спектакля и приезду Стоппарда был приурочен ряд мероприятий, одним из которых стал благотворительный концерт «Неравнодушный рок», прошедший в столице 23 сентября, в котором приняла участие чешская группа The Plastic People, вдохновившая автора на написание пьесы. Помимо рок-группы Стоппард посвятил пьесу уже небезызвестной личности экс-президента Чехии Вацлава Гавела и событиям «Пражской Весны» 1968 года. 


Том Стоппард


За свою жизнь Стоппард трижды был женат, на сегодняшний день состоит в законном браке со своей третьей женой кинопродюсером Сабриной Гиннесс. От первых двух браков Том имеет четырех детей (двое от актрисы Джойс Ингл и двое от литератора и телеведущей Мириам Стоппард). Как признается писатель, один из его сыновей выбрал актерское ремесло, а другой ненавидит театр.


Драматург продолжает писать сценарии для спектаклей и фильмов и по сей день. На данный момент ожидается выход фильма «Тюльпанная лихорадка» (2015), таящий в себе романтическую историю о художнике влюбленном в замужнюю женщину, разворачивающуюся в контексте событий 17-го века в Британии. 


Несмотря на технический прогресс, облегчающий процесс писательского ремесла, Том Стоппард предпочитает не использовать никаких устройств, кроме мобильного телефона, и то, только для звонков. По словам драматурга, сценарий для своих пьес он произносит под диктовку своему секретарю, которая набирает текст на компьютере. После чего автор вносит правки в печатную версию будущего произведения.



Мария Сурмина


 

Рекомендуем

Кино. Личность. Франсуа Трюффо
Великая французская революция в русской культуре
«Stabat Mater» в Большом зале Московской консерватории
38-й ММКФ. Конкурс. "Козни" реж. Давид Гриеко
Рукопись Войнича: история неразгаданных строк
Крепкий орешек по-азиатски («Иностранец» реж. Мартин Кэмпбелл)
Фольклор с большой драматургией
Проснись и в бой: Thakoon на NYFW
Вупи Голдберг. Истинный цветок подмостков и экрана
Открытие Bollywood Film Festival в Москве