Партнеры Живи добром

Гений светопередачи – Архип Куинджи

 

Архип Куинджи — загадочная фигура в истории русской живописи. Загадочность наступила с года его рождения, многие сошлись во мнении, что это был 1842, но уверенности в этом нет — в архивах хранились несколько его паспортов с разными годами рождения. Но раз неизвестен точный год, то и мы будет начинать отсчёт от общепризнанного.

Итак, 15 января 1842 года в живописной Карасевке, что под Мариуполем, родился мальчик с греческими корнями. Родители умерли, когда ему было около 4 лет. Дети воспитывались у родственников по отцовской линии. «Счастливого» детства у Архипа не было. В 10 лет мальчика отправили на работу к подрядчику по строительству церкви. В обязанности юноши входил подсчёт кирпича в специальной книге, где от скуки он всё время что-то рисовал. Он сменил несколько мест работы, прежде чем получил совет отправиться в Феодосию и стать учеником Айвазовского.

Архип Куинджи

Айвазовский доверил ему лишь тереть краски, зато Адольф Фесслер, ученик и копиист Ивана Константиновича, дал парню несколько профессиональных указаний. На протяжении следующих лет будущий мэтр занимался фотографией и ретушью и продолжал развивать данный ему свыше талант. В начале 60-х годов Архип Иванович переехал в Санкт-Петербург и решился поступить в Академию художеств, однако, дважды получил отказ, и лишь на третий раз получил статус «вольноприходящего», что для него стало маленькой победой. Здесь он обрёл новых товарищей в лице Репина, Васнецова, Сурикова и других.

Первыми успешными полотнами художника стали «Татарская сакля в Крыму», не сохранившаяся до наших дней, и «Осенняя распутица», за которую он получил звание «классного художника». В газетах писали о самобытности его таланта. Картина «Исаакиевский собор при луне» окончательно закрепляет его позицию среди будущих светил русской живописи.

Парадоксально, но южанин по крови, художник проникся природой севера. Он писал пейзажи Ладоги и Валаама, казалось бы, давно уже открытых и изведанных мест. По мнению Репина, именно с этого момента Куинджи становится творчески оригинальным живописцем. Картины «Первого северного цикла» в одно мгновение превратили художника в знаменитость. Он обрёл большой успех, люди на выставках были зачарованы передачей света и теней на полотнах.

Архип Куинджи

В 70-е годы многие успешные художники и друзья Куинджи входили в Товарищество Передвижников, сам Архип Иванович тоже стал его частью на какое-то время. Иван Крамской писал, что когда выставился Куинджи, все были в восторге. Выставки получились блистательными во многом благодаря «мастеру света».

До сих пор полотна гения остаются непревзойденными, интересными и загадочными, а в ту пору они были особенно неизведанными и новаторскими.

Его работы обладали магическими свойствами: никто не мог передать красоту пейзажей, используя при этом не яркий солнечный свет, а свет от луны, неба, воды. Газеты, писавшие в основном на злободневные темы, печатали карикатуры на Куинджи, представляя его великаном, краски которому замешивали солнце и луна.

Вскоре он познал магию лунного света и выставил полотно «Лунная ночь на Днепре» (1880). Что это такое? Как он этого добился? Это картина или действительность? Такие вопросы звучали в голове у каждого присутствующего. Гости заглядывали за полотно в поисках подсветки, но не обнаруживали ничего подобного. Стоит отметить, что и здесь пейзажист проявил новаторский подход, он первый устроил выставку одной картины. Интересно, что автор полотна, вдохновившись оглушительным успехом, создал две копии работы. Увидеть их можно в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в Государственной Третьяковской галерее в Москве и в Ливадийском Дворце в Ялте.

Следующая выставка «одной картины» была посвящена «Берёзовой роще». Картина яркая и тёплая, наполнена любовью и трепетом к русской земле. Насколько пропитаны полотна Куинджи любовью и патриотизмом!

Архип Куинджи

В 90-е Архип Иванович становится преподавателем в Академии художеств. Как непредсказуема наша жизнь! Если вспомнить прошлое, то именно в это учебное заведение пейзажиста не хотели принимать.

Студенты считали его не только непревзойденным художником, но и большим учителем жизни. Куинджи учил их слушать природу и писать от себя; также возил на свои деньги своих преемников в Европу, чтобы те впитали в себя новомодные художественные течения.

Он тонко чувствовал свой долг перед будущим искусства. Архип Куинджи гениально передавал всю сочную палитру красок на холсте. Многие считали, что он пишет «свою природу» на ровне с уже существующей. Его полотна были зазеркальем, отражением красоты и тепла, любви и искренности. Каждая работа уникальна, но все они величественно отражают почерк мастера света.

Архип Иванович Куинджи умер в 1910 году в Санкт-Петербурге. На могиле установлены бронзовый бюст художника и надгробие — гранитный портал с мозаичным панно, изображающим мифическое Древо жизни, на ветвях которого вьёт гнездо змея. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. В 1952 году прах и надгробие были перенесены на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.


 

Нигина Фасхутдинова




 

Рекомендуем

Арнольд Шварценеггер - рельефный успех
Библионочь. Музей К.Э. Циолковского. Калуга
Евгений Стеблов. От кукольного театра к большой сцене
«Джентльмены удачи» или шедевр русской кинематографии
Декабрь в ГПИБ
Альфред Лоренс. Первые фотографии из коллекции РОСФОТО
Блеск природы и нищета человечества («Путешествие времени», реж. Терренс Малик)
Возвращение в Эдем («Таинственный сад», реж. Марк Манден)
Под руководством Александра Сладковского. Серия концертов
Анна Самохина. Женщина для Николсона и Бельмондо