Партнеры Живи добром

Жизнь в тени великих: Святослав Николаевич Рерих


Жить в тени известного человека никогда не бывает просто. Такова судьба многих жен и сыновей, но Святослав Рерих и его брат Юрий – редкие люди, сумевшие эту судьбу преодолеть и ставшие известными еще при жизни своего отца, Николая Рериха. Первый раз в жизни Святослав соприкоснулся с живописью через своего отца, известного пейзажиста - тот позволил ему помогать рисовать декорации к Дягилевским сезонам. Потом, уже после своего становления как художника, он много писал свою жену – Девику Рани, к которой окончательно переезжает в Индию в двадцать семь лет. Святослав Николаевич совершает потрясающую с точки зрения преемственности вещь: он продолжает отцовские живописные традиции, выходя за их пределы.

Сам стиль Святослава Рериха крайне экспрессивен, его мазки - широкие и уверенные. Он пишет картину так, что мы, глядя на нее, понимаем - это реализм, но реализм не такой, каким мы привыкли его видеть, это реализм, передающий особенное видение художника, несущий в себе его яркую индивидуальность.

Svyatoslav-Rerih.-Duhovnoe-iskusstvo.-Krasnaya-zemlya.-1953.jpg

Индийский период, который, кстати, и определил Святослава Рериха как автора картин во многих отношениях, это период ярких, размашистых красок, и точных, почти фотографичных портретов, часть из которых висит сейчас в центральном зале парламента в Индии, в Нью-Дели.

Но и у Святослава Николаевича были сложные периоды. Его отец писал о нем: “Святослав собирается уничтожить часть своих картин, которые перестали ему нравиться. Трудное это дело. Часто не угадать, что именно можно обречь огню. В свое время было уничтожено порядочное количество картин, этюдов, эскизов. Да и теперь немало обреченных. А потом часто жалеешь, что нечто не было доведено. Если сегодня что-то разонравилось, не захочется ли вернуться к тому же? В конце концов, зря были порушены: "Каменный век", "Божий дом", "Охота", "Отдых" и многие другие. Лучше бы просто отставить и временно забыть. Потом, может быть, взглянулось бы глазом обновленным. Иногда случайное освещение, настроение подскажет новый подход, а холст, уже напитанный краскою, заманчив”.

Svyatoslav-Rerih.-Duhovnoe-iskusstvo.-Svyashhennaya-fleyta-1.-92h139-Holst-tempera-maslo.-1946.jpg

Как ни странно, многие биографы упускают существенную и значимую часть жизни художника - его исследовательские поездки по Индии с отцом, где он собирал, описывал и увлеченно искал предметы искусства Востока. При этом, несмотря на бесконечное увлечение Индией и любовь к ней, все биографы (в частности, Татьяна Ивановна Мурашкина) отмечают, что Святослав Николаевич удивительным образом сохранил русскую идентичность, и без всяких усилий оставался русским интеллигентом. Многие люди из его окружения отмечали в нем удивительную склонность к мышлению и способность учить, расширять у других людей сознание.

Есть несколько слоев восприятия: первый, это когда мы видим картину впервые, незамыленным глазом, стремясь ухватить то самое, что в ней понятно без всяких дополнений, без объяснения. Второй - это когда мы узнаем подтекст этой картины, ее историческую эпоху, ее создателя, и картина раскрывается перед нами уже иначе, совсем другим способом. Если смотреть на картины Святослава Рериха, зная его жизнь, его взгляды, его увлечения, в конце-концов, множественные таланты других членов его семьи, то видно его развитие и становление как художника.

roerichs84.jpg

Взять, например, его картины 1930х годов. “Две вершины” (1934г.) - это практически полное заимствование стиля у отцовских пейзажей, это такие же горы, такие же линии, тоже использование цвета. Картина “Девика Рани Рерих” (1951г.) совсем другая, там уже нет таких резких линий, там цвета соединяются в совсем иное созвучие, их становится меньше, они сами становятся намного лаконичнее. Появляются тени, а не четкий, до миллиметра выписанный пейзаж.

История искусства, однако, не выносит повторений в любой форме и оставляет в памяти самых ярких представителей своей эпохи. Именно поэтому всегда больше будут говорить о Николае Рерихе, чем о Святославе, несомненно, талантливом, но все же его сыне и преемнике.

 

Александра Адамовская




 

Рекомендуем

Тройка, семёрка, крах («Холодный расчёт», реж. Пол Шредер)
Фестивальный Франкфурт
Зарядись классикой
Музыка на полотнах Василия Перова
Что важно знать при просмотре «Однажды… в Голливуде»: исторический контекст без спойлеров
Самые продаваемые альбомы в истории музыки
"Я стал творить; но в тишине, но в тайне", - немаленькие трагедии Антонио Сальери
Балкон, который мы заслужили
Кино. Blick’15. «Бульвар Шёнефельд»
Луис Генри Салливан – человек, построивший первый небоскреб