Партнеры Живи добром

Историческая живопись Вильгельма фон Каульбаха


Живописец Вильгельм фон Каульбах является одной из знаковых фигур в немецкой исторической живописи середины 19 века. Композиции Каульбаха во много разнятся с творениями его соратников. Они подчёркнуто помпезны, скорее даже исторически театрализованы. Каждая деталь тщательно проработана и вылощена до абсолютизма. 


В 16 лет Вильгельм поступает на обучение в Академию художеств в Дюссельдорфе. Спустя несколько лет он переезжает в Мюнхен. Там он  продолжил своё обучение уже в местной Академии художеств. Применить на практике полученные знания в области живописи, Каульбах решает в Италии. Итогом его путешествия по Апеннинскому полуострову стали всевозможные зарисовки окружающей на тот момент его природы.


Вильгельм фон Каульбах


Вернувшись на родину в Мюнхен, художник не узнает город. Правивший в то время король Людвиг I Баварский пытается переделать Мюнхен в «новые Афины». Город расстраивают, а подчас и перестраивают до неузнаваемости. Каждый новый музей, театр, концертный зал и, даже, триумфальные арки имеют свой определенный и абсолютно эклектичный стиль. Никто из архитекторов не следовал единому образцу или хотя бы определенной художественной и культурной традиции. В дополнении ко всему, каждое здание обильно украшалось живописью. Картинами, фресками, мозаикой заполнялось все свободное пространство. 


В этот круговорот творческих идей, мыслей и порывов попал и Каульбах. Его трудолюбие и постоянное стремление что-то писать оказалась незаменимой. Он тот час берется за работу и принимает участие во всех крупных заказах. Темой своих работ Каульбах выбирает историю и мифологию. Его 16  картин на тему истории Амура и Психеи размещают во дворце герцога Максимилиана, несколько подобных полотен в королевском дворце, а зарисовки по мотивам стихотворений Клопштока отданы в «Кёнигсбау». Эти картины принесли Каульбаху большую известность и славу талантливого и самобытного художника. 


Весь творческий путь художника приходится на время правления короля Баварии Людвига I из династии Виттельсбахов. Он был ярым поклонником искусства, на развитие которого тратил большое количество денежных средств и времени. Отчасти поэтому, основным сюжетом в творчестве художника была современная ему история развития местного искусства.

 

Этюды к фрескам для Новой Пинакотеки


Каульбах изображал жизнь и занятия  художников, скульпторов и архитекторов той поры. Примером тому являются фрески на внешних стенах Новой Пинакотеки в Мюнхене. На них в сатирическом облике изображена вся деятельность короля на поприще государя в области искусства и градостроительства. Многие историки, да и сам художник считает своим  лучшим произведением монументальное полотно «Битва гуннов»(1834-1837), которое чуть позже вдохновило композитора Франца Листа на сочинение одноименной симфонической поэмы. 


«Битва гуннов» Вильгельм Каульбах


Эта, и  другая картина под названием «Разрушение Иерусалима» (1839-1845) сделали Каульбаха известным по всей Германии. По просьбе прусского короля Фридрих Вильгельм IV Каульбах расписывает стены главной лестницы Нового музея в Берлине. С помощью восковых красок он создаёт картины исторического содержания. В таких работах как «Вавилонское столпотворение», «Игры гениев», «Изида», «Венера», «Сага», «Живопись», «Скульптура», «Моисей», «Солон», присутствует неординарное восприятие художником сюжетной линии. Его фантазия просто поражает.


Помимо этого, Каульбах создал картину для Немецкого национального музея в Нюрнберге. На ней  художник изобразил императора Оттона III у могильного склепа Карла Великого.


Шумный успех имели  сентиментальные работы Каульбах по мотивам пьес Шекспира, Шиллера  и операм Вагнера. Сатира Каульбаха  нашла своё отражение  в целой серии иллюстраций к эпической поэме И. Гёте "Рейнеке-Лис". Каждый герой произведения ярко прописан художником. Они обладают  отчётливыми чертами характера и поведения, и определённым отношением к другим действующим лицам. В тоже время, герои иллюстраций соответствуют традициям басни, а под час - простонародного анекдота, с его сатирическим и назидательным характером. 


Умер художник 7 апреля 1874г. из-за  свирепствовавшей в Мюнхене эпидемии холеры. Его сын, Герман фон Каульбах, пошёл по стопам отца и продолжил начатое им дело.



Гелашвили Юлия



 

Рекомендуем

Изобретение, покорившее мир
Миша Мищенко. Новая искренность звука
Роберт Фрост. Тихая тень в непохожем мире
Эдмон Ростан и его Сирано де Бержерак
Итоги FollowTheFabrika этап II.I
«Соседская девчонка» на экране голубом
Выставка «Отечественная индустрия гостеприимства»
Двойная жизнь инкассатора («Гнев человеческий», реж. Гай Ричи)
Дневники Георгия Эфрона. Трагическая судьба гениального мальчика
XXXIX ММКФ. Вне конкурса: "Колдунья", "Каренина и я"