Марк Шагал: «Если бы я не был евреем, я не был бы художником или был бы совсем другим художником…»
Еще в молодости цыганка предсказала ему, что он проживет необыкновенную жизнь, будет любить одну необыкновенную женщину и двух обыкновенных и умрет в полете. Так и случилось. Этот гений прожил 97 лет, наполненных забытьем и славой, бедностью и богатством, любовью и смертью. Его музой на всю жизнь останется первая жена, Белла Розенфельд, которая внезапно умрет в 1944 году. В дальнейшем он будет состоять в отношениях еще с двумя женщинами – переводчицей Вирджинией Макнилл-Хаггард и владелицей салона женских шляп Валентиной Бродской. 28 марта 1984 года этот человек будет подниматься в лифте на второй этаж к себе в мастерскую и умрет прямо в этом лифте, «в полете». Имя ему – Мовша Хацкелевич Сегал или как его сегодня знает, пожалуй, весь мир, Марк Шагал.
Этот художник популярен в мире как самый известный авангардист XX века, но мало кто знает, что помимо прекрасных картин и гравюр Шагал успел за свою длинную жизнь поучаствовать и в украшение архитектурных сооружений. Именно этой сфере жизни мастера и посвящена эта статья.
В 50-х годах XX века Шагал вместе с семьей путешествовал по Средиземноморью – Греции и Италии. Во время знакомства со средиземноморской культурой он особо восхищается фресками, работами иконописцев. Все это заканчивается увлечением самого художника монументальными техниками фрески и витражей.
За всю свою жизнь Шагал создает многочисленные витражи для Собора Святого Стефана в Меце (Франция), Иерусалимского университета, синагоги Аббель при медицинском центре Хадасса, здания ООН в Нью-Йорке, Собора всех святых в Тудли (Англия), Реймсского собора, Института искусств в Чикаго, Кафедрального собора Чичестера. Все они исполнены в стиле Шагала, который не спутать ни с каким другим. Каждая работа отличается фантазией и легкостью. В основном же они передают центральные вехи жизни человека: рождение, жизнь, любовь и смерть. В интересных сюжетах своих витражей он старается придать картинке эффекты изменчивости и зыбкости мира с помощью игры света и красок.
Его витражные произведения искусства каждый раз смотрятся по-новому. При определенном угле падения света подчеркивалась то одна, то другая часть окна, что давало совершенно разный эффект, менялись фактура и глубина цветов. Это давало возможность каждый промежуток времени наблюдать сюжет совершенно по-новому. За свою жизнь художник использовал различные виды техник витража. Самый первый заказ на витраж, окна для кафедрального собора Святого Стефана в Меце, он получил в довольно-таки преклонном возрасте – 70 лет, но мастер справился, в кратчайшие сроки освоив этот вид искусства, которое в дальнейшем стал одним из любимых.
Заказ для собора Святого Стефана он выполняет вместе с художественным руководителем Реймсской студии витража Шарлем Марком. Шагал пишет рисунки, Марк же изготавливает по ним невероятные витражи. Что интересно, перед последним обжигом стекла, Шагал каждый раз наносит на его поверхность завершающие штрихи.
В 1968 году Марк Шагал берется за еще один крупный заказ – витражи для собора в Сен-Поль-де-Вансе. Шагал делает только эскизы, тем не менее их сразу же одобряют, причем заказ оплачивается неизвестной парой из Цюриха. Сами же витражи создают мастера из реймсской студии Жака Симоса. И снова за изготовлением витражей следит давний знакомый Шагала – Шарль Марк.
В то же время художник и сам работает над изготовлением витражей. Он переносит рисунки на стекло, следит за тем, чтобы свет проникал сквозь поверхность как можно тоньше. В итоге работа заняла около 50 кв.м. витражных стекол и отняла огромное количество сил, став одной из любимых работ мастера.
На протяжении всей своей жизни Шагал создал огромное количество прекрасных витражей в Европе, но самыми запоминающимися, пожалуй, являются работы, украшающие Иерусалимскую больницу. Витражи называются «12 колен Израилевых» и представляют 12 апостолов, изображенных в разной цветовой гамме, соответствующие различным цитатам из Библии.
Эскизы для этих витражей Шагал готовил, будучи полностью уверенным, что в больнице будет представлено естественное освещение. Каково же было его удивление и разочарование, когда оказалось, что освещение там искусственное. Все эффекты, которых он хотел достичь с помощью преломления света сквозь различные цвета витража, кануло в лету. Но именно эта работа, на мой взгляд, является пиком таланта витражиста Марка Шагала.
На сегодняшний день Марк Шагал популярен во всем мире как самый известный авангардист XX века. Его настоящей родиной называют себя и Россия, и Белоруссия, и Франция, и даже США. Хочется отметить, что пребывание в каждой из этих стран привнесло в талант мастера свою частицу, чтобы мы сегодня могли восхищаться этим великим художником, гравером и витражистом.
Дарья Урядова
|
Рекомендуем |