Партнеры Живи добром

Михаил Врубель - борьба с демонами


Рождение и конец жизни гениального художника приходятся на времена решительных перемен в российской истории. Михаил Александрович Врубель родился в 1856 году, когда произошла коронация Александра II, а умер в 1910 году, после первой русской революции, значительно повлиявшей на художественную жизнь в стране. Он продолжал творить до 1906 года в атмосфере стремительно меняющейся жизни и предчувствия неотвратимых перемен. 


Михаил Врубель


Но он не был непосредственно вовлечен в гущу событий начала XX века, проведя последние шесть лет жизни в психиатрической больнице. Тень сумасшествия, психологического надрыва лежала на его творчестве. Он стал легендой при жизни.  Отстраненный от художественного процесса  в  конце жизненного пути  художник получал признание своего творчества: в 1905 году его избрали академиком живописи, а  художники-символисты из объединения  «Голубая роза»  экспонировали его произведения  на своих выставках, позиционируя Врубеля, как своего учителя. 


Врубель являлся противоречивым и парадоксальным художником. Легкомысленное богемное существование сочеталось с серьезным отношением  к ремеслу и  глубиной разрабатываемых тем. Врубель был широко образованным человеком, начитанным, знавшим несколько языков и знакомым с классическим искусством.  Он легко сходился с людьми, при этом обладая гипнотической силой.  


Родным городом художника был Омск, в котором сейчас располагается музей изобразительных искусств его имени. Способность к рисованию у мальчика проявилась рано. Будучи в Петербурге в 1864 году, отец-офицер, принимавший участие в Крымской войне, водил сына в рисовальные классы Общества поощрения художеств.  В следующем году, когда юному Врубелю было  девять лет, в  Саратове он  учился рисовать натуру под руководством художника Година. 


С 1870 года Михаил Врубель живет в Одессе, где посещает рисовальную школу, параллельно учась в Ришельевской гимназии. Окончив ее с золотой медалью,  в 1874 году он стал студентом юридического факультета  петербургского университета.  Вероятнее всего на выбор специальности повлияла деятельность отца, который был военным юристом.  В первое время учебы он работал гувернером в семье, с которой  летом 1875 года отправился в первую заграничную поездку  в Швейцарию,  Германию и Францию. 


В этот   период он не прекращает заниматься рисованием, избирая для себя в качестве образца для подражания не классические произведения, а журнальную гравюру.  Это явилось корнем его увлечения иллюстрирования популярных произведений литературы, среди которых были «Анна Каренина», «Демон». Эти работы определили набор формальных приемов,  используемых на  протяжении всего творчества, куда входит  внимание к деталям, орнаментам, изломанным формам.  


Михаил Врубель "Демон"


Жизненное призвание  привело Михаила Врубеля в петербургскую Академию художеств, куда он поступает в 1880 году по окончании университета и отбытии воинской повинности. Двумя годами позже он попадает в класс профессора Павла Чистякова, педагога целой плеяды выдающихся русских художников - Ильи Репина, Василия Сурикова, Василия Поленова, Валентина Серова и Виктора Васнецова. 


В 1984 году  начинающих художник едет в Киев для работы  над живописным убранством и иконостасом  Кирилловской церкви. Его выбрали для этой работы, как виртуознейшего рисовальщика,  данное назначение было большим счастьем для него: в  Киеве он открыл для себя новый мир фресковой живописи. Врубель говорил, что не будет писать иконы для иконостаса, пока не побывает в Венеции и не изучит удивительный колорит выдающихся венецианских художников, которых отличало особое внимание к проблеме цвета. В  Италию он отправился в 1885 году, где в Венеции работал над иконами для церкви в Киеве. Через два года он вернется к разработке церковных росписей, но его серия акварельных эскизов для Владимирского собора будет отклонена комиссией. Именно в  период  киевской работы происходило формирование Врубеля, как серьезного художника, в котором путешествие в Венецию сыграло определяющую роль. 


 С 1889 года Михаил  Врубель обосновывается в  Москве, сосредоточении художественной жизни, где он сближается с меценатом Саввой Мамонтовым. Через год он начинает работать в его имении Абрамцево, обращаясь к оформлению интерьеров усадеб московских буржуа и изготовлению декоративной керамики. В мастерской Саввы Ивановича художник создает скульптуры, вазы, изразцы, используя технику майолики.   Художник внес значительный вклад в это ремесло,  повысив его художественную ценность и обогатив разнообразием цвета и архитектоничностью формы. С сотрудничеством с Саввой Мамонтовым  связано второе путешествие художника в Италию в 1891 году, где он  должен был выполнить его заказ на декорации к комедии Уильяма Шекспира «Винздорские насмешницы».


Михаил Врубель


Зимой 1892-1893 годов Врубель вновь работал в  Абрамцево, к этому времени он имел прочную репутацию, приобретенную посредством выполнения мамонтовских заказов. Благодаря этому он получал множество выгодных предложений по оформлению особняков. Стоит отметить, что Врубель проявил себя и как архитектор, разработав проект московского дома Мамонтовых, павильона на Всемирной выставке в Париже. Широта творческой деятельности Врубеля  говорит о возрожденческом характере его  творческого гения, об универсализме его таланта и виртуозности, с которой он выполнял любое задание.


1896 год был насыщен яркими моментами в жизни художника. Летом в Нижнем Новгороде проходила Всероссийская промышленная и сельскохозяйственная выставка, для оформления  пустовавших тимпанов  под крышей художественного павильона которой Мамонтов  привлек своего любимчика Врубеля. Художник создал два панно «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович», которые были отвергнуты и названы «нехудожественными».  После этого Савва Иванович  арендовал участок у входа, где был сооружен павильон для экспонирования панно Врубеля, а также его скульптур и восьми картин.  Кроме того,  параллельно с выставкой  шли гастроли частной оперы Мамонтова в городском театре, где показывался спектакль «Гензель и Гретель » с декорациями Врубеля. Получилось, что в Нижнем Новгороде были показаны все грани творчества художника. Так  выставочный дебют Врубеля стал его бенефисом.  В этом же году художник женится на Надежде Ивановне Забеле, талантливой певице, любимой артистке Римского-Корсакого, с которым он познакомился в 1898 году.  


Михаил Врубель "Сирень"


На протяжении  всей жизни Михаил Врубель обращается к теме демона. Впервые  о своем замысле он говорит Валентину Серову в 1885 году. В это время у него рождается идея демонологической серии. Первой картиной, открывающей демоническую триаду, был «Демон сидящий», созданный в 1890 году. Это символическое неоднозначное произведение. Облик демона противоречив как сам художник: его одухотворенное лицо контрастирует с мощным грубым телом, стремящимся выйти за рамки произведения, как художник стремился выйти за рамки привычных форм творчества. 


В это же время Врубель  начинает работать над иллюстрациями к произведениям Михаила Лермонтова для собрания сочинений автора, издание которого в 1891 году было приурочено к пятидесятилетию со дня смерти писателя. В эту работу был вовлечен широкий круг художников, но именно иллюстрации Врубеля к «Демону» явились наиболее точным отражением духа поэзии Михаила Юрьевича. Эти рисунки Врубеля были отвергнуты большинством за мнимое неумение и непонимание поэта. Их уникальное значение оценил лишь узкий круг приятелей Михаила Александровича, куда входили  художники Валентин Серов и Константин  Коровин.  В изданных воспоминаниях последнего он предстает неким денди, всегда нарядным, статным, гладко причесанным, умеющим  легко держаться в обществе,  педантично относящимся к выбору вин. Серов называл его «франтом», говоря Коровину о разительном отличии их от этого удивительного изящного человека.


Тема демона получает продолжение в  1899 году в  картине «Демон летящий», которую художник оставил незаконченной, начав создавать эскизы к полотну «Демон поверженный». Оно выставлялось в 1901 году в Москве, годом позже «Демон  поверженный» экспонировался в Санкт-Петербурге на выставке объединения «Мир  искусства». Картина явилась сенсацией,  а художник  продолжал изумлять публику,  делая поправки к полотну  прямо в  галерее на глазах у удивленных посетителей.  


На исходе XIX века Михаил Врубель обращается к фольклорным сюжетам, так  появляются картины «Пан», «Богатырь», «Царевна Лебедь», которая была любимой картиной Александра Блока.  


Михаил Врубель "Пан"


Летом 1898 года  художник находился на Украине, где получили первое проявление симптом будущей болезни, из-за которых он делался раздражительным. 

С начала XX века начинается общественное признание Михаила Врубеля. После выставки 1886 года другим ярким событием стало присуждение золотой медали за исполнение камина на Всемирной парижской выставке. 


В 1901 году в семье Врубелей рождается сын Савва,  что кардинально изменяет их жизнь:  Надежда Ивановна приостанавливает свою сценическую деятельность и забота о содержании семьи целиком ложится на плечи Михаила Александровича. Он  работал как одержимый, редко позволяя себе отдых,  эти обстоятельства явились началом депрессии художника. Она получила выражение в нервной работе над «Демоном поверженным», когда чувствуя постоянное неудовлетворение, он многократно переписывал ее, что сообщало работе преувеличенную декоративность. Это полотно является выразительным примером  модерна в творчестве Врубеля, который считается  одним из главных мастеров, повлиявших на развитие этого стиля. 


Михаил Врубель "Портрет сына"


В 1902 году наблюдаются признаки расстройства психики художника, которое усугубляется смертью сына в 1903 году. К этому несчастью прибавляется прогрессирующее ухудшение зрения. Нездоровое состояние Врубеля привлекает внимание общественности, в результате чего появляются разнохарактерные статьи, в одних он нарекается декадентом, а в других получает оценку, как  истинно поэтичный художник.  Частью программы реабилитации образа художника была устроенная  Александром  Бенуа и Сергеем  Дягилевым выставка тридцати шести картин  художника, ставшая  переломной в оценке  наследия мастера. Но теперь о нем говорят  в прошедшем времени. С этого момента художник был выключен из хода художественной жизни. 


Иногда во время болезни у него наступали моменты просветления, когда он был в состоянии работать. Его последние произведения преимущественно графические, это   натурные зарисовки интерьерных и пейзажных сцен. Выразительным является поздний автопортрет  Врубеля 1904 года, на котором   он с гордой отстраненностью смотрит на нас, сомкнув уста в молчании. Художник предстает хранителем тайн, которыми были проникнуты его жизнь и творчество. С 1906 по 1910 год он постоянно находился в лечебнице доктора Бари, скончавшись 1 апреля 1910 года.


Гений Врубеля проявился во всех областях художественной деятельности: театре, живописи, рисунке, архитектуре и скульптуре. Врубель глубоко индивидуален,  понять его творчество не совсем легко. Его трагически не понимали при жизни, так и не все понимают его сейчас. 


Михаил Врубель явился тем человеком, чье творчество  на рубеже веков определило вектор определенных направлений живописи, получивших распространение в XX веке. Его считали своими учителем художники символисты, также его иногда называют провозвестником кубизма. В связи с этим любопытен тот факт, как на парижской выставке 1906 года, организованной Сергеем Дягилевым, - «Два века русской живописи и скульптуры», Пабло Пикассо подолгу простаивал напротив его работ, восхищаясь  врубелевской трактовкой форм, что могло повлиять на развитие его собственной концепции кубизма. 

  

Михаил Врубель


Натура Михаила Врубеля заключала в себе противоречивые черты. Его творчество выглядит абсолютно самобытным, не укладывающимся в рамки установленных направлений.  Но он использовал  традиционные академические сюжеты и неоднократно говорил, что любил Академию. Яркой чертой в живописи Врубеля была значительная роль ее формальной стороны. Формотворчеством в конце XIX века еще никто не занимался, поэтому искусство Врубеля выглядело диким, непривычным, вызывающим недоверие. Его постоянно критиковали, не жалея слов и самых обидных эпитетов при его жизни, а когда она трагически оборвалась, его гроб несли те, кто ранее решительно отвергал его работы. 


Михаил Врубель  был  художником-одиночкой, вольным мастером, личность которого окутана ореолом тайн и легенд. Его творчество самобытно, безошибочно узнаваемо, насыщено вечными мифологическими и фольклорными сюжетами. При первом взгляде на его работы ощущается мощный живописный темперамент художника, создавшего собственный мир  драматичных, одухотворенных и  выразительных образов. 



Полина Романенко 



 

Рекомендуем

Кэтрин Зета-Джонс. Сквозь огонь и воду…
Меланхоличная семерка: Italian Best Shorts-3 в рамках юбилейного RIFF
"Крылья Яковлева" в музее Задорожного
Генрик Сенкевич: «Счастье там, где человек его видит»
Юлия Купинская: «Мода, как искусство, мне дороже всего»
ТОГДА / СЕЙЧАС — Вопросы памяти
Кино. Война на экране кинотеатра
С днём рождения БДТ!
«Центральный Багдад»: новый взгляд на войну в Ираке
По дороге к выживанию