Партнеры Живи добром

Насилие в искусстве: от эстетизации к ужасу


Насилие, как и любовь, сегодня является одной из наиболее привлекательных тем в массовой культуре и в современном искусстве. Образы насилия и смерти в живописи, акционизме, кино и других видах искусства завоёвывают острое внимание зрителя, вызывая достаточно сильные эмоции.

Знаковая, ставшая символом нового радикального искусства, работа британского художника Дэмиана Хёрста «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» — акула в стеклянном аквариуме, наполненном формалином — иллюстрирует интерес к мотиву смерти. Лицезрение максимально неестественного для живого существа состояния вызывает острую концентрацию внимания на нём, внутреннее сопоставление образа с собственным состоянием заставляет ярче ощущать собственную жизнь в противовес наблюдаемой смерти.

Насилие в искусстве

При столкновении с мотивом визуализированного насилия в искусстве зритель испытывает ряд эмоций: от резкого отторжения до принятия и последующего отчуждения, что вкупе оказывает некоторое «очищающее» воздействие. Каждый вид искусства может оперировать образами насилия и смерти, по-разному используя данный мотив.

В истории живописи изменение в репрезентации насилия проходит путь от эстетического осмысления насилия. Особенно ярко это выражается в эпоху Ренессанса и Барокко. В театрализованных живописных композициях, созданных Караваджо («Жертвоприношение Исаака», «Юдифь, убивающая Олоферна»), визуализированное на холсте насилие затушёвывается привлекательностью образов героев и особенностями подхода к построению композиции и колорита.

Мотив насилия над женщиной в западной живописи той же эпохи и вовсе был одним из самых популярных и проявлялся во множестве иконографических сюжетов, связанных с мифологией: «Сусанна и старцы», «похищение Европы», «Сабинянки».

Насилие в искусстве

В XX веке, искусству которого чужда академическая традиция, образы насилия и смерти получают эпатажный, пугающе естественный, преувеличенный характер.

Центральная часть Триптиха «Война» немецкого экспрессиониста Отто Дикса изображает последствия войны в далёкой от эстетической привлекательности манере. Насилие над формами человеческого тела совершает Фрэнсис Бэкон, который будто выворачивает человека наизнанку, расчленяет и вновь соединяет в уже иной, жуткой и неестественной манере. В видеоинсталляции «Балканское барокко» Марина Абрамович сидит перед горой коровьих костей и очищает их от остатков крови и мяса.

В изобразительном искусстве XX века образы и символы насилия используются уже с целью указать на проблемы внутри общества, а также внутри человеческой личности. Но в современном искусстве это не единственный вариант использования мотива.

В кинематографе общий вектор изменения репрезентации насилия, подобно живописи, направлен от эстетически сглаженных образов к зрелищным, ярким сценам, что стало характерным с началом эпохи постмодернизма. Интересно, что у современных режиссёров часто практикуется использование «повседневной», совершенно обыденной жестокости, ненужной случайной смерти второстепенных героев.

Насилие в искусстве

Насилие вклинивается в сюжет таким образом, что начинает считаться органичным в данном конкретном произведении, получает низкую степень воздействия на человека и воспринимается как обычное явление либо за счёт своей абсурдности и отсутствия акцентирования внимания на нём, либо, наоборот, его чрезмерности. Стратегий подобного отстранения может быть множество.

Фильмы Алекса ван Вармердама изобилуют насилием и смертью, которые происходят неожиданно, являются нелогичными и необязательными, поэтому воспринимаются зрителем достаточно холодно. Другой тип насилия в кино — преувеличенно кровавые сцены, которые в отличие от предыдущего примера не могут оставить зрителя равнодушным, но и таких эмоций, как шок и отвращение, также вызывать не будут. Яркий пример — фильмы Квентина Тарантино голливудского периода.

Насилие в искусстве

Третий вид кинематографического насилия — шокирующие физиологической естественностью сцены, содержащие действительно пугающие образы (Срджан Спасоевич «Сербский Фильм»). Зрелищное насилие, о котором идёт речь, в современной культуре востребовано и распространено намного больше, чем незрелищное по типу репрезентации, к которому можно отнести, например, документальное кино и документальную фотографию. Насилие незрелищного типа чаще используется в искусстве в целях протеста, призыва к социальным и политическим изменениям. Зрелищное же апеллирует больше к внутриличностным проблемам и конфликтам, а также к эстетическим чувствам зрителя.

Эмоциональное потрясение, которое испытывает созерцающий насилие в контексте произведения искусства, может кратковременно притуплять социальные и личностные страхи. Учитывая то, что человеку свойственно бессознательное влечение к переживанию негативных эмоций, можно говорить и о компенсаторной функции насилия в искусстве. Тут стоит провести параллель со средневековыми публичными казнями и древнеримскими зрелищами кровавых боев.

В современном мире, в котором подобное не предусмотрено ни моралью, ни законом, на киноэкране и на холсте можно увидеть вещи гораздо более изощрённые. Всё это во многом объясняет востребованность мотива насилия среди современных потребителей искусства, а также постоянное обращение к нему на протяжении всей истории культуры.



Ирина Гахова




 

Рекомендуем

История одного сумасшествия («Джокер» реж. Тодд Филлипс)
Искусство кижских мастеров
И все-таки они вместе («Стражи Галактики. Часть 2», реж. Джеймс Ганн)
Интерактивная выставка «MARVEL. Мстители. Секретная база»
Теодорос Ангелопулос. Трилогия Границ
ГПИБ России представляет. Октябрь
Новый альбом Florence and the Machine «High as Hope»
Масленица с музеем «Кижи»
Ярмарка кошачьего тщеславия
Великий норвежский композитор