Партнеры Живи добром

Елена Рерих. Расширяя границы


Елена Ивановна Рерих обладала многими талантами, живым пытливым умом, была замечательной женой и матерью. Эта сильная телом и духом женщина сопровождала горячо любимого мужа в самых разных археологических поездках, а в воспитании своих детей руководствовалась ей самой выбранными принципами: любовь, дисциплина, системное обучение.  Всю славу семьи, плодотворность трудов ее мужа, таланты детей – все эти заслуги приписывают Елене Ивановне, которая была душой этой семьи. 


Среди многих, основная ее заслуга для истории состоит в том, что она передала миру Учение Живой Этики, которое продолжает набирать обороты и становится все популярнее во всем мире.


Елена Рерих (урожденная Шапошникова) родилась в знатной семье 12 февраля (31 января по старому стилю) 1879 года в Санкт-Петербурге. Ее отец академик Иван Иванович Шапошников был известным архитектором, а ее мать Екатерина Васильевна (урожденная Голенищева-Кутузова) приходилась правнучкой знаменитому фельдмаршалу Михаилу Илларионовичу Кутузову. Но это не единственный знаменитый родственник Рерихов. Также им родней приходятся композитор Модест Петрович Мусоргский и поэт Арсений Аркадьевич Голенищев-Кутузов.


Елена Рерих


С самого детства Елену окружало интеллектуальное творческое общество. Ей часто доводилось проводить время в кругу известных музыкантов, писателей и художников, которые находили ее одаренной в разных областях. Музыкантам нравилось, как она играла и пела, писателям, как она говорила и писала, а художникам нравились ее рисунки. Каждый считал ее будущим русского искусства. Вот только самой Елене всегда было этого мало. Помимо потребностей художественных, ее всегда терзали потребности духовные, но она не всегда знала, где именно ей искать себя.


Первые годы жизни Елена получала домашнее образование, затем поступила в Мариинскую женскую гимназию, которую окончила с золотой медалью. Нужно было выбирать, что делать дальше. Поскольку музыкальные способности Елены были явно велики и требовали повышенного внимания, девушка поступает в Петербургскую консерваторию. И, кажется, что все получается. Елена дает сольные концерты, преподаватели довольны и прочат ей великую музыкальную карьеру. Однако Елена кажется неудовлетворенной своими успехами. Все вокруг понимали, что ей нужно что-то другое.


Родственники всегда замечали в Елене что-то революционное. Им очень не хотелось развития в ней этих настроений. Ее всегда пытались чем-то занять и отвлечь от погружения в себя. Современники утверждали, что с шестилетнего возраста Елена видела вещие сны, и видения, что немного пугало родственников, но они старались не предавать этому особого значения.


Елена была красивой девушкой с тонкими чертами лица, карими глазами и пышными каштановыми волосами. Ее улыбка, румянец, легкая походка – все располагало к ней. Благодаря своей приятной внешности, благородной фамилии, приятному светскому окружению, Елена всегда имела большой успех в кругу богатых и перспективных молодых людей. У нее было много претендентов на руку и сердце.


В 1899 году Елена знакомится со своим будущим мужем Николаем Рерихом, который был также разносторонне талантлив. Он был молодым, но уже известным археологом и художником, имел развитый и живой ум. Такой человек не мог не восхитить молодую девушку. Встреча произошла в Бологом, где Елена проводила лето в имении мужа своей тети П.А. Путятина, археолога, коллекционера, одного из самых просвещенных людей эпохи. 


Елена Рерих


В 1901 году 28 октября Елена выходит замуж за Николая Рериха в церкви Императорской Академии Художеств на Васильевском острове. Разносторонне развитые и талантливые, они оба находят себя друг в друге, обретают счастье и становятся неразлучными в жизни, в работе и творчестве. Это прочный союз не только двух любящих людей, но еще и единомышленников. Современники утверждали, что не было пары более подходящих друг другу людей.


Елена вдохновляет мужа на активную и успешную деятельность. Он не раз писал о ней, как о человеке, который не только составил его счастье и вдохновил на многочисленные открытия. Николай писал о Елене как о великой и удивительно сильной женщине. Его самого всегда удивляло, как в одном человеке может сочетаться столько великолепных качеств. Но больше всего удивительным ему казалось то, насколько она всегда была красива. Она выглядела прекрасно в любой ситуации и в любой обстановке. После раскопок или после долгой и тяжелой дороги, она всегда была прекрасна и заботлива. Также он признавал, что, то многое, что он сделал в своей жизни – сделано благодаря его жене. Он посвящал ей книги, статьи, заметки и очерки. Многие его картины были посвящены ей или написаны с ее помощью. В своих произведениях он называл ее «Ведущей». Она была не только его спутницей, но и музой.


Елена всегда отправлялась с мужем в дальние археологические экспедиции. Первые годы после свадьбы, в поисках истоков национальной истории и культуры,  они отправляются в путешествие по древнерусским городам, знакомятся с русским фольклором и архитектурой. В результате, они привезли из этого путешествия больше 90 картин, посвященных истории Руси, написанных Николаем. 


Елена за время этого путешествия овладела искусством фотографии. Она снимала различные интересные памятники архитектуры и искусства: монастыри, орнаменты, фрески, предметы старины. Они привезли в Санкт-Петербург много интересных мелочей. В течение жизни семьей Рерихов была собрана целая коллекция предметов старины, которую они передали в Эрмитаж.


В этом счастливом браке родились два сына – Юрий и Святослав. Благодаря своим талантливым родителям и их знакомствам, дети также приобщаются к искусству и литературе. Они общаются с выдающимися людьми своего времени. Среди них Николай Андреевич Римский-Корсаков, Валентин Александрович Серов, Дмитрий Иванович Менделеев, Виктор Михайлович Васнецов, Василий Осипович Ключевский, Сергей Павлович Дягелев, Игорь Федорович Стравинский, Александр Александрович Блок, Андрей Белый и многие другие. В такой обстановке дети начинают очень быстро развиваться. В итоге, Юрий становится известным ученым-востоковедом, а Святослав становится знаменитым художником, мыслителем, общественным деятелем. Удивительно, как эта женщина все успевала. Помимо своей бурной творческой деятельности, она сама учила и воспитывала Юрия и Станислава, пока те были детьми.


Помимо знакомства с великими деятелями своего времени, искусством, литературой и наукой, Елена Ивановна знакомила детей еще и с природой. Семья Рерихов Часто выезжала на лето в отдаленные губернии или же за границу, но в уединенные места. 


Несмотря на то, что детям была предоставлена полная свобода выбора жизненного пути, родители часто незаметно подталкивали их в правильном направлении. Они проводили вместе время, изучали что-то новое или рисовали. К счастью, дети и сами очень заинтересовались исследованиями родителей.


Жизнь в Петербурге была раем. Рерихов все знали и уважали, здесь было много родственников и друзей. У города огромный потенциал. Здесь можно всю жизнь учиться, заниматься искусством и наукой. Но в 1916 у Николая обнаруживается воспаление легких, а Санкт-Петербургский климат способствует развитию болезни. Врачи советуют больному выбрать для жизни город с более сухим климатом. Семья Рерихов выбирает Сердоболь – финский город на севере Ладожского озера. 


Это время оказалось очень плодотворным в творческом плане. Николай много пишет. Здесь написаны автобиографическая повесть «Пламя», поэтический цикл «Цветы Мории», пьеса-мистерия «Милосердие». Здесь происходит художественное становление Николая и определение дальнейших тенденций в развитии его творчества.


После революции 1917 года и объявления независимости Финляндии, Рерихи оказались отрезанными от России. Для них это было тяжелым известием. Возврат на Родину стал большой проблемой, а революционные настрои в России стали камнем преткновения. За время жизни в Финляндии, Николай Рерих как художник становится еще более популярным. 


Когда семья оказалась в таком сложном положении, ему предлагают приехать в Англию – поучаствовать в художественной выставке. И в 1919 году Рерихи поселились в Лондоне.

Для Елены этот переезд имел судьбоносное значение. Здесь она знакомится с Великим Учителем – Морией. Знакомство это происходит в духовном отношении, поскольку Великий Учитель – сущность бестелесная. Это знакомство происходит благодаря сближению с Теософтским обществом, организованным Еленой Петровной Блаватской и Уильямом Кваном Джаджем. Теософтское общество являлось не только религиозной, но и научной организацией. В него входили представители разных религиозных направлений, оно изучало общие и разные черты в мировых религиях, а также способности человека и возможности их развития. 


Елена Рерих


Знакомство с Еленой Петровной Блаватской также оказалось значимым для дальнейшего творчества Елены Рерих. Елена является переводчиком «Тайной доктрины» Блаватской.

По утверждениям самой Елены Рерих, в процессе бесед с Великим Учителем она познала истину. Для общения использовалась техника автоматического письма и яснослышания. Это длилось несколько десятилетий. Истину она записала в четырнадцати книгах, которые называются «Живой этикой» или «Агни Йогой». Эта работа стала главным трудом жизни Елены Рерих. Она признавала, что ее муж Николай также помогал ей в развитии и описании этих мыслей. 


«Живая Этика» стала базой для синкретических религиозно-философских идей Рерихов, последователи которых и сейчас насчитывают большое количество последователей по всему миру. Первые издания «Живой Этики» были изданы без имени автора, поскольку Елена считала, что это не ее слова, а слова Великого Учителя. Этот труд направлен на внутреннее преображение человека, раскрытие его внутренних способностей, поиски возможностей обладания космической энергией. 


Сегодня по всему миру работают различные кружки и общества, основанные на учении Рерихов. Они разнообразны, и многие из них утратили изначальную цель этих учений и больше стали похожи на оккультные секты.


1920 год стал для Елены также значимым, поскольку, она вместе с семьей переезжает в Нью-Йорк. Николаю предложили принять участие в турне по Америке с выставкой своих картин. Здесь разворачивается культурно-просветительская деятельность. В Америке Рерихи открывают новые культурные центры, такие как Музей Николая Рериха, Мастер-Институт объединенных искусств, Международный художественный центр «Венец мира».


Елену часто занимал вопрос о роли женщины в современном мире. Она писала об этом: «В тяжкие дни человеческого разъединения и дегенерации, забвения всех высших принципов бытия, дающих истинную жизнь и ведущих к эволюции мира, должен подняться голос женщины, призывающий к воскресению огня подвига во всех действиях жизни, испившей чашу страданий и унижений и закалившейся в великом терпении. Женщина — мать и жена, свидетельница развития мужского гения, может оценить все великое значение культуры мысли и знания». 


Елена Ивановна считала благородной работу с детьми и молодежью. Несмотря на то, что она успевала многое, самым главным для нее была семья и воспитание детей. 

«Радуюсь, родная, Вашему желанию стать учительницей малых детей и вложить в малое создание любовь к прекрасному расширению сознания и постепенно вырабатывая в каждом из них ЧЕЛОВЕКА. Это то, что так неотложно нужно сейчас…» Так она писала одной из своих многочисленных корреспонденток. И никто не мог поспорить с тем, что в каждом из своих сыновей она «выработала ЧЕЛОВЕКА».


Все это время Елена вместе с мужем продолжает работать над «Живой Этикой». Эта работа приводит к явному желанию и необходимости посещения Индии. В 1923 году Рерихи, наконец, переезжают в Индию. Здесь их привлекают не только духовные поиски. Николай вспоминает о том, что помимо искусства, его интересует и археология. Приехав в эту удивительную страну, они почти сразу отправляются в четырехлетнюю экспедиции в труднодоступные районы Центральной Азии, Индии, Китая, Алтая, Монголии и Тибета. Маршрут составил более 25 тысяч километров. Было проведено колоссальное количество исследований, отмечены на карте новые вершины, перевалы, переходы, найдены различные исторические манускрипты и собрана новая коллекция редкостей и исторических находок. 


После окончания этой экспедиции Елена и Николай Рерихи остаются жить в Индии. После многочисленных переездов, жизни в разных странах, они, наконец, находят себе место в этом мире. Индия стала тем, что они оба искали. Они поселились в долине Кулу (западные Гималаи). Здесь в 1928 году был основан «Урусвати» - Институт Гималайских исследований. Урусвати – имя, которое дал Учитель Мория Елене Ивановне. Организация работы института почти полностью легла на Елену, она также стала его Президентом-основателем.


Институт занимается изучением внутренних нераскрытых сил человека, археологии, искусства, геомагнетизма, растениеводства, медицины и прочих областей знаний, которыми занимались и увлекались Рерихи. Такое масштабное изучение человеческой сущности и окружающей природы, а также слава основателей не могли не заинтересовать ученых со всего мира. Они приезжали и с большим удовольствием принимали участие в институтских исследованиях. Сама Елена стала особенно большое внимание уделять философии Древнего Востока. Работа над «Живой Этикой» возобновилась с новой силой. Помимо этого, она переводила старинные тексты и иностранные философские труды. 


Отдельно стоит упомянуть то, что она переписывалась со множеством ученых, деятелей культуры и искусства, международными просветительскими организациями. Письма приходили со всего мира. В 1940году в Риге году вышел двухтомник, в котором были опубликованы самые интересные переписки Елены Ивановны Рерих.


По словам Елены Ивановны, вдохновение и силы для творчества ей давало Высшее Сознание. После себя, Елена Ивановна Рерих оставила огромное и интересное наследие. Помимо «Живой Этики», она написала «Основы буддизма» (под псевдонимом Н. Рокотовой) в 1926 году, «Криптограммы Востока» (под псевдонимом Ж. Сент-Илер) в 1929 году, «Знамя Преподобного Сергия Радонежского» (под псевдонимом Н.Яровской) в 1934 году, перевела «Тайную доктрину» Елены Петровны Блаватской, а также «Чашу Востока. Письма Махатм». Ею также написаны «Космологические записи» - труд о Космической энергии и Космических ритмах.


Елена Рерих


13 декабря 1947 г. в долине Кулу умер муж Елены - Николай Рерих. Его тело кремировали, и на месте кремации установили памятник с надписью: «Тело Великого Святого (Махариши) Николая Рериха, великого друга Индии было предано сожжению на этом месте 30-го Магхар 2004 года Викрам эры, отвечающей 15-му декабря 1947 года. Ом Рам».

На закате жизни Елена Ивановна хотела вернуться в Россию, но прошения, отправленные ею в адрес правительства, оставались без ответа. Она часто думала и писала о своей Родине. 


Ей принадлежат слова: "Расцвет России есть залог благоденствия и мира всего мира. Гибель России есть гибель всего мира. Кто-то уже начинает это осознавать. Хотя еще недавно все думали обратное, именно, что гибель России есть спасение мира, и прикладывали свои старания, чтобы разложить и расчленить ее по мере возможности. Велик был страх перед ростом России, и, если страх этот по существу имел основание, то все же никто не относил его к правильной причине. ...Велики последствия взрыва в России. Очищенная и возрожденная на новых началах широкого народного сотрудничества, Россия станет оплотом истинного мира"


В последний год жизни Елена Ивановна писала: «Не говорю об Учении Нового Века, ибо мало доросших сознанием, что Учение Живой Этики и есть Новое Провозвестие. Но и это придёт. Будет время, когда Учение это станет мировым и ляжет основанием воспитания и появления нового человечества, нарождение которого ускорит мечту об уничтожении смертельных заболеваний и достижении долголетия земного и появления человека в новой, утончённой оболочке».


Елена Ивановна Рерих умерла 5 октября 1955 года в Калимпонге (Индия). Тело ее также кремировали, а на месте кремации была установлена ступа с надписью: «Елена Рерих, жена Николая Рериха, мыслитель и литератор, давний друг Индии».


Елена Рерих


Во многих сердцах Елена Ивановна Рерих осталась талантливой, красивой и умной женщиной, воспитавшей двух детей, женой известного художника, археолога и мыслителя. Она вдохновляла многих, но больше всего своего мужа Николая Константиновича. Он через всю жизнь пронес большую любовь к своей жене. Он написал много статей и очерков, посвященных ей. В статье "Великий облик", вновь восхищенный пытливостью ее ума и многочисленными талантами, он пишет следующие слова: «Вот в жизни проходит замечательный, великий женский облик. От малых лет девочка тайком уносит к себе тяжелое, огромное издание. Склоняясь под тяжестью непомерной ноши, она украдкой от больших уносит к себе сокровище, чтобы смотреть картины, и, научась самоучкой, уже читать. Из тех же отцовских шкафов не по времени рано уносятся философские сочинения и среди шумного, казалось бы, развлекающего обихода самосоздается глубокое, словно бы давно уже законченное миросозерцание. Правда, справедливость, постоянный поиск истины и любовь к творящему труду — преображают всю жизнь вокруг молодого, сильного духа. И весь дом, и вся семья — все строится по тем же благодатным началам. Все трудности и опасности переносятся под тем же несокрушимым водительством. Накопленное знание и стремление к совершенству дают непобедимое решение задач, ведущее всех окружающих по единому светлому пути. Болезненно ощущается всякое невежество, происходят целения, и физические и духовные. Жизнь становится от раннего труда и до вечера истинно трудовой, — все на пользу человечества. Ведется обширнейшая корреспонденция, пишутся книги, переводится многотомные труды и вcе это в удивительной неутомимости духа. Даже наитруднейшие обстоятельства побеждаются истинною верою, которая уже делается прямым чувствознанием. А ведь для такого знания нужны были удивительные накопления».


В «Листах дневника», прожив сорок лет в браке с Еленой, он пишет: «Сорок лет – немалый срок. В таком дальнем плавании могут быть извне встречены многие бури и грозы. Дружно проходили всякие препоны. И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои “Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице”. Каждое из этих понятий было испытано в огнях жизни. И в Питере, и в Скандинавии, и в Англии, и в Америке, и по всей Азии мы трудились, учились, расширяли знание. Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени – мужское и женское… Нигде не записаны труды и познания моей Лады. Уже не говорю о философских достижениях… Мало сказано о конной экспедиции по Тибету и Монголии. Много ли женщин на коне преодолевали горы, реки, пустыни? Нигде не сказано о даре прозрения, а ведь все мы свидетели… Родная Лада, – сегодня сорок лет дружного нашего пути».


В 1999 году во дворе музея Николая Рериха в Москве был поставлен памятник в честь Елены и Николая Рерихов. В его основание была заложена капсула с частью их праха. В честь Рерихов названы несколько пиков и перевалов на Алтае, малая планета (астероид). В Калимпонге есть Музей Елены Рерих. Существует также Благотворительный Фонд и Международная премия имени Е.И. Рерих. 



Светлана Габриел



 

Рекомендуем

Ярослав Голованов: научная журналистика как средство борьбы за светлое будущее
Экскурс в творческое наследие Алексея Балабанова
DAS. Ключ от чердака
Операция “Выжить”: что ждет музыкальные пространства России в этом году
72-й Каннский кинофестиваль
Гений Леонида Дербенёва
Крёстный отец Голливуда: 12 подвигов Роберта де Ниро
Лувр - колыбель мирового искусства
MERCEDES-BENZ FASHION WEEK RUSSIA 2014/2015. День первый. Открытие
«Психология масс и анализ человеческого "Я"» Зигмунда Фрейда