Партнеры Живи добром

Нереальная реальность Маурица Эшера


Мауриц Эшер - художник особенныйОн в некоторой степени не принадлежит истории современного искусстваНа его гравюрах изображены невозможные пространствавсевозможные головоломкивизуальные ребусыВ своих работах он представлял идеальный мир геометрииидеальный мир формкак способ объяснить реальностьв противовес этой реальностиТочем занимался Эшерможно определить как фигуративная геометрическая абстракция

Мауриц Эшер

Мауриц Эшер родился 17 июня 1898 года в городе ЛеуварденНидерландыВ детстве он не проявлял особого рвения к рисованиюдаже провалил экзамен в школе по этому предметуНо уже в 1916 году он создает свою первую линогравюру – изображение собственного отцаДжорджа Арнольда Эшера

Эшер никогда не занимался живописьюв 1919 году поступил в Школу архитектуры и декоративных искусствизучал живописьно по настоянию своих учителей живописью так и не занялсяа занимался исключительно гравюройЭтот осознанный выбор всю жизнь заниматься гравюрой весьма интересенведь с одной стороны это ремесло очень трудоемкоетребующее ручного трудас другой стороныни одна из вещей не является уникальнойни одно из его произведений не является так называемым «предметом искусства», все вещи тиражные

В своих работах Эшер переживает всевозможные влияния авангардано точто его интересует даже в самых ранних реалистических работах - это токак в формах природы увидеть геометриюувидеть орнамент

Мауриц Эшер

Абстракция как таковая не интересна художникуЕго интересует орнаментпаттернВсе ракушкицветыдеревья в его работах всегда сводятся к элементу паттернаНапримерего вариации на тему Библии ("The Second Day of Creation", 1925) - это история не о создании стихииа опять-таки элементов орнаментапаттерна

В 20-е гг., как и многие другие европейские художникион отправляется в путешествие в Италию и до 1935 года остается там житьВ этот первый период его творчества он рисует довольно реалистические гравюрына которых изображены изумительные итальянские виды (например, "Ravello II", 1923). И рисует он эти видыподчеркивая в каждом из ландшафтов геометриюпричем геометрию не сезановскуюпростейших монолитных форма геометрию повторяющихся орнаментовкоторые представлены и в архитектуреи в ландшафтеВ своих работах Эшер снимает различие между рукотворным и нерукотворнымскалы и дома выглядят таким же элементом орнамента

Помимо Италии художник посещает также ТунисИспанию и т.дОткрытие исламской культурыкоторая построена не на изображенииа на орнаментедля него оказывается очень важнымтакже как оно оказывается важным в 1910-е ггдля Пауля КлееТе интерьерыте ландшафтыкоторые Эшер создает в Италииэто замечательные пространствакоторые балансируют на грани реального и воображаемого

Мауриц Эшер

Во второй половине 1930-х ггонспасаясь от надвигающегося фашизмаедет путешествоватьуговаривая пароходную компанию взять его пассажиром бесплатно за точто в обмен на это он будет делать гравюры с видами кораблей и портови компания на это неожиданно идетВ своих работах он раскрывает красоту геометрииНекоторые его работы по истине навевают ужаспри томчто для Эшера идея тех мировкоторые он создавалбыла идеей ухода от слишком страшной реальностиумозрительный мир геометрии казался художнику гораздо более безопаснымчем действительно достаточно тяжелый мир Европыв которой он жил

Ярким примером может послужить работа "New Year's Greeting Card" ("Новогодняя поздравительная открытка", 1946). Таким образомстоит отметитьчто все лабиринтыв которых теряется зритель во время просмотра Эшеравсе эти пространства связаны с той социальной исторической действительностьюв которой жил сам художник

Мауриц Эшер
 
Другой сюжет Эшера - это всевозможные оптические "обманки". Именно эти произведения («Дом с лестницей», «Рисующие руки», «Метаморфозы и др.) считаются «классическими»  в творчестве ЭшераДля их сюжетов происходит осмысление пластических и логических парадоксовчто в сочетании с виртуозной техникой художника дает прекрасный результатМногие его работы в дальнейшем вошли в число символов XX векаи неоднократно повторялись в работах других художников
  
Мауриц Эшер одним из первых стал изображать на своих работах фракталыУже на выставке во время XII Всемирного Математического Конгресса в Амстердаме в 1956 году демонстрируются эти фигурыИх же математическое объяснение появляется лишь в 1970-е гг

Мауриц Эшер
 
Еще с рождения Мауриц Эшер не отличался хорошим здоровьемБольшую часть детства он провел по различным больницам и госпиталямВ 1960-е ггего здоровье резко ухудшаетсятеперь знаменитый художник нуждается в постоянном уходе. В 1969 году Мауриц Эшер создает свою последнюю гравюру на дереве – «Змеи».

27 марта 1972 года художника не станетПричина – рак кишечникаТак уйдет из жизнипожалуйсамый известный гравер XX века.


Дарья Урядова


 

Рекомендуем

Трансляция церемонии закрытия 71-го Каннского международного кинофестиваля
Прогулка по Эрмитажу
Фестивальный Франкфурт
Слово на букву, или нужен ли мат в искусстве !?
Кино. Личность. Жан-Пьер и Люк Дарденн
Статуя Давида работы Микеланджело - грандиозное воплощение силы и свободы
XXXIX ММКФ. "Лучший из миров" Адриана Гойгингера
Авангардное путешествие к истокам: спектакль «Священный полет цветов» в конно-драматическом театре «ВелесО»
Контакт и творческое приспособление: «Теория гештальт-терапии» Фредерика Перлза
UNPLUGGED от СПЛИН