Партнеры Живи добром

Ох, этот бубновый валет: выставка 1912 года


История художественного объединения «Бубновый валет» связана с одноименной выставкой  1910 года.  Valet de carreau в переводе с разговорного французского означает мошенник или плут. 


Это словосочетание, таящее в себе особую дерзость, и привлекло  Михаила Ларионова, являющегося одним из основоположников русского авангарда. После выставки, 01.11.1911 года художник совместно с Наталией Гончаровой организовали объединение под названием  «Бубновый валет».


«Бубновый валет» – это  борьба с претенциозными и утонченными названиями того времени.  Как писал Иван Машков, «название нравилось большинству участников тем, что оно вызывало в тогдашнем московском сытом мещанстве, купечестве, и дворянстве чувство удивления, изумления и брезгливости».


бубновый валет: выставка 1912 года


И. Машков. Автопортрет и портрет Петра Кончаловского. 1910

Начинающему художнику было трудно зарабатывать себе имя и деньги в одиночку, поэтому группа художников работала вместе, и тем самым открывала новые направления и стили в российском искусстве. Цель деятельности объединения заключалась в распространении современных понятий в вопросах изобразительного искусства. Особенность их манеры – это объединение кубизма, фовизма и лубка.


Кубизм позволял изображать предметный мир посредством сочетания правильных геометрических объёмов, таких как куб, кубошар, кубоцилиндр и кубоконус. Фальк, Рождественский и Куприн в своих произведениях полагались на кубизм,  что придало им нотки созерцательности, лиризма и камерный характер образности. Фовизм  поражал яркостью цветов в сочетании с простыми формами. Лубок был представлен простой, яркой и этнической манерой исполнения.


Начав с эпатажных произведений, уже к 1912 году художники начали углубляться в живописно-пластическую проблематику своих полотен. Сезанн был путеводителем в новый мир для Ивана Машкова и Петра Кончаловского, которые стали проявлять пристальный интерес к живописным качествам натуры, ее весу, массе, фактуре, к методу моделирования формы с помощью цвета. 


Участники объединения считали, что их произведения предназначены не для отдельных тонких ценителей, а для всех. Поэтому в противовес академическим жанрам в их  творчестве преобладали натюрморты, простые картины и народные картинки.


бубновый валет: выставка 1912 года


В. Рождественский. Натюрморт «Трактирная посуда». 1909

5 февраля 1912 года была открыта первая выставка «Бубновый валет», в которой приняли участие 43 художника, представивших 400 своих работ. Экспозиция прошла в одном из залов здания экономического общества Московского военного округа на Воздвиженке. Участниками объединения были такие художники как Иван Машков, Петр Кончаловский, Роберт Фальк, Аристарх Лентулов, Наталья Гончарова,  Михаил Ларионов, Владимир и Давид Бурлюки, Николай Кульбин, Казимир Малевич.


Выставка имела огромный успех, было продано два десятка картин, некоторые из которых приобрели известные коллекционеры Москвы. Мероприятие привлекло повышенный интерес ценителей искусства, и ярко освещалось в прессе. Несколько грубые сцены жизни солдат, представленные Ларионовым в изысканно «грязной» колоритной гамме, неуклюжие, простые крестьяне Гончаровой, решенные в неожиданных и сильных живописных сочетаниях, «воспитывали глаз», учили современников новому пониманию красоты. 


бубновый валет: выставка 1912 года


Н. Гончарова.  Крестьянки. 1910 

Мастер портрета Валентин Серов оценил работы своего ученика Ивана Машкова следующим образом: «Это не живопись, а фонарь». Быть может это, и правда, однако это фонарь, освещающий дорогу в будущее. Картины, изображающие женщин, изначально не впечатлили простых людей. И это женщина? Где грация? Красота и настоящая женственность?  Но бубновые валеты отнюдь видели ее в другом свете, а именно в новом свете - простоты.


бубновый валет: выставка 1912 года


М.Ларионов. Деревенские купальщицы. 1909

Известный критик Александр Бенуа, анализируя в 1912 году творчество молодых художников, пророчески заявил: «Нынешние страшилы со временем станут классиками». 

И это действительно так. Художники, составившие ядро общества «Бубновый валет» сегодня являются признанными классиками своего жанра.


Имена членов «Бубнового валета»  надолго задержались на страницах светской и бульварной хроники. Интерес к новому искусству был настолько велик, что для наведения порядка во время прерий в политехническом музее потребовалась помощь конной полиции. Выставка позволила раскрыться многим известнейшим художникам. «Бубновые валеты» не побоялись рискнуть и в итоге победили, преподнеся в русское искусство необходимые изменения.



Кристина Гужва


 

Рекомендуем

За кулисами музейной жизни
Незабытое наследие Эммануила Казакевича
Валентин Катаев. Советский гений
Игра по правилам Греты Гарбо
XVI Международный музыкальный фестиваль «Вселенная звука»
Слишком крутой ("Джон Уик 2" реж. Чад Стахелски)
«Стремясь к цели, ты уходишь от нее, преграда–это путь». Ирина Хакамада и ее «Дао жизни»
Михаил Жаров — от опричника до сельского философа
Забытый хоррор ("Дары смерти" реж. Шон Бирн)
Выставка «Сказания и легенды. Удивительные растения»