Партнеры Живи добром

Оскар Фельцман. Я хочу играть сидя


В феврале этого года одному из самых известных композиторов ХХ века, Оскару Фельцману, исполнилось бы 94 года. Его произведения играют самые известные музыканты и оркестры страны, его песни стали шлягерами, а имя ставится в одну линию с Дунаевским и Шостаковичем. За свою жизнь композитор создал без малого полторы тысячи произведений, которые остаются любимыми и узнаваемыми несколькими поколениями людей по всему миру. 


Оскар Фельцман


18 февраля 1921 года в семье одесского хирурга-ортопеда Бориса Осиповича и Цили Абрамовны родился сын — Оскар Борисович Фельцман. Мальчика с детства окружала музыка. Отец профессионально играл на пианино, семья всегда ходила на концерты всемирно известных музыкантов, приезжавших в Одессу с гастролями. А еще в соседнем дворе была построена синагога, куда мальчик периодически ходил с дедушкой и бабушкой, чтобы услышать пение хора.

 

В пятилетнем возрасте Осипа было решено отвести к Петру Соломоновичу Столярскому, одному из лучших педагогов-скрипачей СССР. Однако уже спустя две недели ребенок заявил, что скрипка — не его инструмент. 


Он спокойно спросил: «Мальчик, я что, неправильно учу?». — «Нет, просто я хочу играть не стоя, а сидя». 


Тогда Оскар пошел к Берте Михайловне Рейнгбальд, профессору, который выпустил из-под своего крыла пианистов с мировыми именами (таких, как Эмиль Гилельс или Татьяна Гольдфарб). В тот же год мальчик  сочинил свою первую фортепьянную пьесу «Осень». А в шесть лет юный музыкант осознал, что его призвание — создавать музыку самому, а не исполнять чужую. Он попросил отца купить ему доску, чтобы можно было писать ноты. Борис Осипович заказал доску краснодеревщику Шлегелю и Оскар Фельцман до конца своих дней был неразлучен с ней.


Когда пришло время поступать в ВУЗ, юноша без труда сдал экзамены на композиторский факультет Московской консерватории в класс В.Я. Шебалина. Более того, он был единственным студентом (не просто студентом, но и евреем!), кому дали Сталинскую стипендию — 500 рублей. Молодой Фельцман концертировал с первого курса. Написанную им сонату для виолончели он исполнял вместе с Семеном Козолуповым в Малом зале консерватории, аккомпанируя профессору на рояле.


Оскар Фельцман


Войну Оскар пережил в эвакуации в Новосибирске. Там он был назначен ответственным секретарем Сибирского союза композиторов.  Ему было всего 20 лет, а он сидел на заседаниях с известными и уважаемыми музыкантами, композиторами и  дирижерами. Однако у юноши со всеми складывались теплые, дружеские отношения.  

В эвакуации Оскар начал сочинять произведения для Александринки, Ленинградской филармонии и Государственного джаз-оркестра РСФСР Утёсова. Так же Оскар работал с Белорусским Еврейским театром — молодой человек был дирижером и заведующим музыкальной частью. Музыку к спектаклю «Некомэ» («Месть») он создал, основываясь на своих детских впечатлениях от детских походов в синагогу — ведь до этого Оскар никогда не обращался к еврейской музыке. 


В последующие несколько лет Оскар посвятил себя создавал музыку для театра и дирижёрству. Это была прекрасная практика, которая помогла ему на пути к успеху.

Всю свою жизнь Оскар Борисович поддерживал дружеские отношения с Шостаковичем. Они познакомились, когда Оскару было всего шесть — композитор пришел к мальчику домой, когда оказался проездом в Одессе, и ему не раз говорили о юном даровании. И в последующие годы они постоянно встречались. Сначала в Одессе Шостакович «заглядывал» к Оскару, затем в Москве они стали соседями и дружили до последних дней мэтра. Из-за их знакомства юношу даже прозвали формалистом. Во время гастролей школы Столяровского в Киеве пятнадцатилетний Оскар исполнил свой «Испанский карнавал» (написанный под впечатлением от «Карнавала» Шумана и военных событий в, казалось бы, такой романтической Испании). А на следующий день после концерта в прессе вышла статья, где говорилось, что 


«...зараза формализма через Шостаковича передалась и ребенку Фельцману, который написал формалистическое произведение «Карнавал». 


А через 15 лет серьезной критике подверглась и песня «Ландыши» (стихи О. Фадеевой) в исполнении Гелены Великановой, ставшая очень популярной не только в Советах, но и за рубежом. Партия посчитала, что песня нарушает нормы социалистической чистоты и мудрости, отвлекает народ от труда, расшатывает устои советской власти. И на протяжении 23 лет композитора травили и бранили как могли за это произведение. Но вот 


«чтобы другую мою музыку запрещать — нет, этого не было. Наоборот, я был хорошим, нужным власти композитором и продолжал писать песни».


Оскар Фельцман и Роберт Рождественский


В начале 50-х Оскар Фельцман пишет не только серьезную музыку, но и обращается к таким легким жанрам, как оперетта и эстрада. Ему принадлежат такие оперетты, как «Чужая ночь», «Суворочка», «Пусть гитара играет» и «Шумит Средиземное море». Ему принадлежит песня-заставка для воскресной радио-передачи «С добрым утром!», которая так же полюбилась народу, как и «Теплоход», «Я верю, друзья», «Дон-Кихоты» и его многие другие произведения. Оскар Фельцман сотрудничал с самыми известными голосами СССР — Клавдией Шульженко, Олегом Анофриевым, Муслимом Магаевым, Эдитой Пьехой и др.


В последние годы жизни композитор работал над камерными произведениями, среди которых можно назвать «Десять романсов на стихи Инны Лиснянской», «Цикл романсов на стихи Марины Цветаевой» и «Цикл песен на стихи Х.Бялика».


Семьянином Оскар Борисович стал рано. Только разменяв третий десяток он женился на Евгении Петровне Кайдановской. Она была студенткой Москвоской консерватории. Молодые люди познакомились в эвакуации, расписались в Новосибирске в 1941 году, а сразу после войны переехали в Москву, к родственникам, в Кривоарбатский переулок. У супруги Фельцмана было очень хрупкое здоровье, поэтому их ребенок — сын Володя — родился достаточно поздно. А в последний год жизни Евгения Петровна вообще не поднималась с постели и в 2000-м году она скончалась. 


Владимир Фельцман, сын композитора, пошел по стопам отца — он стал пианистом с мировым именем. В конце 80х иммигрировал в США.

В 2013 году Оскар Фельцман умер за две недели до своего 92-летия. Оскара Борисовича Фельцмана, композитора, дирижера и музыканта, не стало 3 февраля. Он скончался от сердечной недостаточности в ЦКБ им. Семашко и был похоронен на Новодевичьем кладбище.



Ирина Гюне



 

Рекомендуем

Клара Лучко – через тернии к звездам
Современные раскопки в египетской Долине Царей: в поисках правды
Женщина-туман: Мари-Мадлен де Лафайет
«Черт, солдат и скрипка»
Концертное исполнение оперы Доницетти "Дочь полка", посвященное Елене Образцовой
Российское кино на Comic Con Russia 2016
Утро начинается с... Музея Кофе
Виртуозная графика Сола Стейнберга
Метаморфозы судьбы В. А. Тропинина
Георгий Товстоногов: «несъедобный» диктатор русского театра