Партнеры Живи добром

Булат Окуджава: олицетворение эпохи


Булат Окуджава - это воплощение душевности светлых и простых песен, незамысловатых гитарных напевов и с детства всем знакомых советских фильмов. За свою жизнь он успел сочинить песни, вошедшие в генотип русского народа, такие как “Ваше благородие, госпожа Удача”, “Нам нужна одна победа”, песня из кинофильма “Звезда пленительного счастья” и еще более 80 песен только в кинофильмах. 

Я не точтобы от скуки,
я надеялся понять,
Как умеют эти руки
эти звуки извлекать.

Из какой-то деревяшки,
из каких-то грубых жил,
Из какой-то там фантазии,
которой он служил.

Да еще ведь надо в душу
к нам проникнуть и поджечь.
А чего с ней церемониться,
чего ее беречь?

Он был одним из того поколения “шестидесятников”, которое вывело романтизацию походного быта и песен у костра на всеобщее признание среди советской интеллигенции. Бардовские традиции возникли не на пустом месте, они стали следствием политического произвола в стране. 

Жизнь Булата Окуджавы тесно вплетена в канву исторической судьбы России. Его родители - убежденные большевики - исчезли в горниле сталинских репрессий 1930-х годов. На его глазах легенда о великом и всемогущем товарище Сталине, дарующем русскому народу счастливую жизнь, рассыпалась в прах. 

phpjVldmP_448_388-.jpg

Окуджава, как и многие интеллигенты и даже простые семьи сталинской эпохи и дальше периода оттепели, при любой возможности сбегали в лес, на природу, где не нужно скандировать надоевшие лозунги, изображать истерию всеобязательного оптимизма про светлое советское будущее. У общего костра, распевая авторские песни под гитару, Окуджава чувствовал себя свободным от тотального контроля над профессиональной и личной жизнью. 

О контроле и диктате Окуджава знал не понаслышке. Он много работал редактором литературной газеты, сотрудники которой обязаны были писать про то, что требовали НКВД, а за любые самовольные действия мог последовать арест или опала. Пара лет такого рода литературного рабства привела к тому, что поэт уволился со службы и с тех пор посвятил свою жизнь исключительно творческой деятельности. 

1405596246_65.jpg

1960-1980-е годы прошли для Окуджавы под знаком оглушительного успеха. Пластинки с его песнями распространялись с огромной скоростью и завоевывали сердца жителей, истосковавшиеся по простым и искренним стихам. Жизнь поэта завершилась тем же историческим циклом, которым и началась: революцией. 

Исторически поэты часто становятся не только свидетелями политических переворотов, но и активными участниками. Д.В. Быков, посвятивший Булату Окуджаве биографическую книгу, сравнивает его судьбу с жизнью А. А. Блока перед смертью. 

Что жизнь прекрасней смерти – аксиома,
осознанная с возрастом вдвойне,
но если умирать – то только дома:
поля сражений нынче не по мне.

Как и А.А. Блок, Окуджава поддержал антиправительственные военные выступления. В 1993 году он выступил за применение силовых методов воздействия на роспуск Верховного совета РФ, выступавший против либеральных реформ Б. Н. Ельцина. Окуджава, в ряду других видных культурных деятелей, поставил свою подпись в так называемом “письме 42-х”, что привело к охлаждению любви публики. Многие его коллеги решительно осудили подписание этого нетерпимого письма, написанного в духе сталинского режима: осудить, закрыть, запретить без суда и следствия. 

Вымирает мое поколение,
собралось у дверей проходной.
То ли нету уже вдохновения,
то ли нету надеждНи одной.

Помимо публичного осуждения, демонстративно растаптывали пластинки с его песнями. Неосторожный политический шаг в поддержку президента, отражал общую растерянность поэта на склоне своих дней. Стихами своих последних лет Окуджава был недоволен. Его деятельность сводилась большей частью к участию в общественных организациях (входил в комиссию по распределению государственных премий, по решению о помиловании). 

643802.jpg

Атмосфера всеобщей потерянности, как страны, так и ее культурных представителей, знаменовала последние годы жизни поэта. Его смерть была случайной и в то же время закономерной. Заразившись гриппом от своего сотоварища по либеральным идеям, он умер во Франции в возрасте 73 лет. 

Старость – явление не возрастное.

То ли итог поединка с судьбой,

то ли, быть может, предчувствие злое,

то ли сведение счетов с собой.

Вот и дочитана сладкая книжка,

долгие годы в одно сведены,

и замирает обложка, как крышка,

с обозначением точной цены.

 

Анна Иоки



 

Рекомендуем

К 100-летию БДТ
Орест Кипренский - «любимец моды легкокрылой»
Реквием Дж.Верди к 80-летию Елены Образцовой
Александр Жигалкин: "Всю жизнь занимаюсь любимым делом!"
Классика. "Амаркорд" Федерико Феллини
XXXIX ММКФ. "Преисподняя" Фенара Ахмада, "Купи меня" Вадима Перельмана
Восточный принц высокой моды Зухаир Мурад
Михаил Ломоносов. Универсальный человек
Нат Апанай «Поиск себя начался с момента, когда я была заброшена в эту реальность»
10 книг об истории комиксов