Партнеры Живи добром

Иная реальность Вильгельма Генриха Трюбнера


Если вы когда-нибудь окажетесь в Новой пинакотеке в Мюнхене или, к примеру, в состоящей в списке ЮНЕСКО Галерее Бельведер в Вене или в Старой Национальной Галерее Берлина, то, обязательно, задержитесь возле картин Генриха Трюбнера. Именно в его работах очень мирно и гармонично сосуществуют целых три направления живописи: реализм, натурализм и импрессионизм. Впрочем, обо всём по порядку.


Вильгельм Генрих Трюбнер


Вильгельм Генрих Трюбнер родился 3 февраля 1851 года, в уютном и крайне живописном немецком городе Хайдельберге. Изначально не предполагалось, что на хлеб насущный мальчик будет зарабатывать живописью, ведь он должен был унаследовать дело отца ювелира. Трюбнер даже обучился этому искусству, однако судьбу его, как это нередко бывает, определил случай. А именно случайное знакомство, причём с самим Ансельмом Фейербахом. Именно он вдохновил и убедил шестнадцатилетнего Трюбнера бросить ювелирное дело и посвятить себя живописи. Что тот и сделал, начав обучение в тот же год в Государственной академии художеств города Карлсруэ. Год спустя последовал переезд и обучение в Мюнхене, а потом в Штутгарте. В Мюнхене художник посетил первую международную художественную выставку. Что оказало немалое влияние на его творчество, а точнее полотна Вильгельма Лейбля и Гюстава Курбе. Последний, между прочим, демонстрировал не только уже написанные картины, но и создавал новые на глазах у изумлённой публики в технике «алла прима» за один сеанс. Особенно подобные перфомансы взбудоражили молодых и начинающих художников. 


Первая половина 70х годов 19 века стала для Генриха Трюбнера периодом открытий и развития. В этот период в Мюнхене Трюбнер лично знакомится с самим Вильгельмом Лейблем – мэтром немецкой реалистической живописи, именно он сподвигнул молодого художника на уход от академической системы обучения. Кроме того, в эти годы Трюбнер сблизился с такими художниками как Карл Шух, Альберт Ланг и Ганс Тома. С последними он вообще какое-то время работал в одной мастерской. Именно они, так глубоко почитавшие Лейбля, и сформировали так называемый «круг Лейбля», просуществовавший до 1873 года. Кроме того, в эти годы он много путешествовал по Италии, Голландии и Бельгии, а во время поездок в Париж Трюбнер открыл для себя Эдуарда Мане. Насколько глубоко было влияние этого импрессиониста на него можно заметить в его непринуждённой и в то же время сдержанной манере написания картин. Ну, взять к примеру его картину, хранящуюся в Старой национальной галерее Берлина написанную в 1972 году, под названием «На диване».


Сюжет картины совершенно будничный: молодая девушка сидит на диване. Здесь чётко виден тот самый характерный именно для Генриха Трюбнера синтез реализма и импрессионизма. Виден в фактурности холста, манере нанесения красок, в постановке освещения. Совершенно обыденный сюжет обретает монументальное звучание на фоне домашней и тёплой атмосферы. Реальность мира, его предметность и достоверность, воспеваемые реализмом, у Трюбнера дополняются движением, характерным для импрессионизма, именно в этом его отличительная черта.


Вильгельм Генрих Трюбнер


Художник также занимался и преподавательской деятельностью, с 1903 года до самой смерти в 1917 он являлся профессором Государственной академии художеств в Карлсруэ. Отдельного внимания заслуживают и его работы в сфере теории искусства, опубликованные в 1892 и 1898 годах, которые продвигают идею о том, что «красота должна заключатся и прослеживаться в самой картине, а не в её содержании и сюжете». Он превозносил идею «искусство ради искусства» - ценность полотна не стоит рассматривать с точки зрения морали или пользы, не стоит измерять такими параметрами как постановка света, нанесение цвета, техника письма или пропорции. Живопись, по мнению Трюбнера, как одна из форм искусства, автономна и прекрасна сама по себе.



Александра Новикова



 

Рекомендуем

Фантастический футбол («Стрельцов», реж. Илья Учитель)
Николай Ерёменко-младший. Герой как будто бы из сказки
Выходные в музее «Тульские древности». Программа на 29 и 30 июня
Игуасу. «Глотка Дьявола» на границе Бразилии и Аргентины
Лицо с обложки
Этьен Фальконе. Медный всадник и все-все-все
Чего боятся женщины: спектакль «Всё о Еве» (проект TheatreHD)
Эпоха комиксов
BLICK'16: "Звук Родины - Германия поет!" реж. Арне Биркеншток, Ян Тенгелер
Топ-5 новогодних книг