Партнеры Живи добром

Жизнь «по правде и совести» Виктора Астафьева


Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка (Красноярский край) в семье раскулаченных крестьян: Петра Павловича Астафьева и Лидии Ильиничны Потылициной. 


Оставшись без родителей в раннем детстве, воспитывался в семье дедушки и бабушки, затем в детском доме. После окончания 6 класса средней школы поступил в железнодорожную школу. В 1942 году ушел на фронт добровольцем. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, связистом в гаубичной артиллерии, после тяжёлого ранения в конце войны служил во внутренних войсках на Западной Украине.


Виктор Астафьев


Виктор Петрович был награждён орденом Красной звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией». После войны, сослуживцы рядовой Виктор Астафьев и сержант Мария Корякина поженились, вместе они уехали на Урал, в город Чусовой Молотовской области (Пермский край). Виктор Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком. 


Сельская жизнь, крестьяне, нелегкое детство, впечатления войны не "тыловика-приживальщика", а "фронтовика-окопника", связиста, живущего одним днем –всё это дало творческий толчок Виктору Астафьеву. В 1951,  будучи литературным сотрудником газеты «Чусовской рабочий», опубликовал свой рассказ "Гражданский человек"(Переработанный вариант рассказа получил название "Сибиряк" в 1959 году в серии «Рассказы о советских людях» и впоследствии неоднократно переиздавался.) 


Первый сборник рассказов «До будущей весны» вышел в Перми (тогда Молотов) 1953 году. В 1958 вышел роман Астафьева о жизни колхозной деревни «Тают снега» , тогда же Виктор Петрович был принят в Союз писателей СССР. Так завертелся творческий путь простого советского человека.


Виктор Астафьев


Стиль повествования Астафьева передаёт и деревенскую жизнь, и взгляд на войну простого солдата и отображает суровые и горькие послевоенные стороны жизни: криминализованность советского общества как в довоенное время, так и при "развитом социализме", саморазрушение, неустоявшаяся культура и мелочность жизненных целей "городских", "выучившихся".


Большинство лирико-автобиографических рассказов, которые написаны Астафьевым для детей и подростков, вошло в сборник рассказов  «Последний поклон» (1979), создававшийся на протяжении двух десятилетий: с 1958 по 1978 годы.  В этом цикле Виктор Петрович попытался изобразить всю жизнь русской деревни 30х-40х годов. Написанные от первого лица рассказы о трудном, голодном, но прекрасном деревенском детстве объединяет чувство глубокой благодарности судьбе за возможность живого общения с природой, с людьми, умевшими жить «миром», спасая ребятишек от голода, воспитывая в них трудолюбие и правдивость. 


Среди его произведений особый интерес представляет тема национального самосохранения, противостояния нравственному распаду, с опорой на корневые устои национальной жизни. Основные работы: "Звездопад" (1960), "Где-то гремит война" (1967), "Пастух и пастушка" (1971), "Кража" (1966), "Царь-рыба" (1976). Они рассказывали о трудных процессах становления неопытной души, о ломке характера человека, оставшегося без поддержки родных в страшные 30-е и в не менее жуткие 40-е прошлого века. Все герои этих произведений, несмотря на то что носят разные фамилии, отмечены чертами автобиографизма, похожими судьбами, драматическим поиском жизни «по правде и совести».


Виктор Астафьев


В 80-е параллельно с художественным творчеством Астафьев занимался публицистикой. Очерки о писателях, размышления о творчестве, документальные рассказы о природе и охоте, очерки о Вологодчине, где писатель жил с 1969 по 1979, о Сибири, куда вернулся в 1980, составили сборники: «Древнее, вечное…» (1980), «Посох памяти» (1980), «Всему свой час» (1985).


В 90-х выходит роман о Великой Отечественной войне «Прокляты и убиты» (Ч.1. 1992; Ч.2. 1994), который отличался резкостью, страстностью, категоричностью авторской интонации. Книга Астафьева поражает фактами, о которых раньше не принято было говорить.


Роман «Прокляты и убиты» вместе с «Так хочется жить», «Веселый солдат» - антиэпос военных и послевоенных лет. Созданные в жанре социально-бытового и даже натуралистического повествования, характерного для Астафьева, вещи эти соединяют и уравновешивают противоречивые авторские интонации, возвращая писателя в состояние мудрости и печали. Тоска по справедливости и лучшей жизни заставляют Виктора Петровича с гневом и яростью обличать штабистов, тыловиков, мелких начальников, преступно безучастных и ломающих судьбы простых людей.


Виктор Астафьев


9 ноября 2001 года Виктор Астафьев скончался. Похоронен, как завещал, в родном селе Овсянка. Книги Виктора Астафьева, за их живой литературный язык и реалистичное изображение военного и деревенского быта, были чрезвычайно популярны в СССР и за рубежом, они были переведены на многие языки мира, издавались, и издаются  многомиллионными тиражами сейчас .



Литвинов Никита



 

Рекомендуем

38-й ММКФ. Конкурс. "Память забвения", "Голос вещей", "Худшая из женщин"
Возвращение в Эдем («Таинственный сад», реж. Марк Манден)
«Молодые и страстные» или творческий бунт на Воздвиженке 10
Станислав Ростоцкий. Энциклопедист советского кино
Кино. Свободный и безумный Мэл Гибсон
Лучшие фильмы Леонардо ДиКаприо: поймай его, если сможешь
Елена Рерих. Расширяя границы
Черный русский
Выставка «Степные истории. Продолжение…» в Музее Востока
Кино. Премьера. "Первый мститель: Противостояние"