Партнеры Живи добром

Фильм недели. «Иррациональный человек»


«Иррациональный человек» Вуди Аллен


Если бы все персонажи, созданные Вуди Алленом в кино и литературе, решили чествовать своего создателя, как в фильме «Разбирая Гарри», то Эйб Лукас из «Иррационального человека», скорее всего даже не появился бы на этом вечере, или же испортил его, приставив к голове заряженный револьвер. Профессор философии Эйб Лукас (Хоакин Феникс) разочаровался в жизни. Он мрачен и скучен. Философия, писательство, женщины уже не доставляют ему радости как прежде. Наивная студентка Джилл (Эмма Стоун) влюбляется в Эйба и в его невероятные истории («словесная мастурбация» по словам самого профессора), в которые кроме нее мало кто верит. Роман с молодой ученицей вдохновляет философа не больше его постоянной спутницы, фляги с виски. Интрижка с преподавательницей химии, уставшей от мужа – тоже мимо. Кстати, типичный для фильмов Аллена любовный треугольник, совсем, не похож на треугольник. Обе женщины вполне комфортно делят одного мужчину, кажется, даже не ревнуя, друг к другу. И вот, наконец, Эйб Лукас находит выход из своего экзистенциального кризиса. Он планирует убийство нечистого на руку судьи Шпенглера (не просто так судья носит фамилию немецкого философа иррационалиста).


Начитавшись Достоевского, Лукас решает стереть с лица Земли «вредного» человека при помощи идеального убийства. Вместе с интересом к жизни главного героя просыпается интерес и у зрителя, только ненадолго.


Эйб Лукас находит свой способ существования, но все не так просто и, узнав о преступлении, Джилл взывает к совести преступника. Повествование в фильме ведется попеременно, то от лица Джилл, то от лица Эйба. Джилл очень нравятся пустые интеллектуальные разговоры с профессором, она вместе с ним радуется «случайной» смерти судьи, но как только она узнает об убийстве, то становится невыносимо скучной и назойливой и возвращается с извинениями к своему жениху. Одно убийство порождает другое убийство, а жизнь наперекор всем философским понятиям и рассуждениям вносит свои коррективы. Вот такой вот фильм-урок по философии экзистенциализма преподнес нам Вуди Аллен.

Учитывая багаж снятых Алленом фильмов, эта картина, как и все последующие, обречена на сравнение со своими предшественниками. Возьмем Эйба Лукаса. Он совсем не похож на лирического героя Вуди. Он даже не ходит к психоаналитику, хотя пару раз ему предлагают это сделать. Кстати, после того как режиссер перестал сам исполнять главную роль в своих картинах, наиболее удачным исполнителем замыслов Алена стал, на мой взгляд, Оуэн Уилсон в фильме «Полночь в Париже». Любовь к женщине, к родному городу, творчество, вот, что всегда помогало выйти героям Алена из жизненного тупика. 


Если сделать как главный герой фильма «Манхэттен», хорошенько подумать и перечислить все, что мне нравится в этом фильме, то я, пожалуй, назову красивые морские пейзажи, игру Хоакина Феникса и любопытный сюжет. В одной из сцен «Иррационального человека» книгам Эйба Лукаса дают следующую характеристику – «Они хорошо написаны, но в них мало смысла». Во многом это служит характеристикой и самой картины. Этот фильм трудно похвалить, но и говорить о том, что он совсем не удался, тоже не стоит. Проблема в том, что он со всеми своими вуди алленовскими приемчиками совсем не вуди алленовский. А самое главное, что фильмы Вуди всегда оставляют после просмотра очень светлое и оптимистичное чувство, иногда с налетом легкой грусти. К новой работе Вуди Аллена это, к сожалению, не относится.


Каждый год режиссер дарит нам по новому фильму. Очень трудно каждый год делать шедевр и обходиться без самоповторов. Судя по последним работам, Вуди Аллен стабильно делает гениальное кино каждые два-три года. Воздушный и чувственный «Вики Кристина Барселона»(2008), волшебная комедия «Полночь в Париже»(2011) и поразительная трагикомедия «Жасмин»(2013). Поэтому пожелаем Вуди удачи в работе над следующей картиной!


«Иррациональный человек» Вуди Аллен




Михаил Мосягин



 

Рекомендуем

Евгений Стеблов. От кукольного театра к большой сцене
Материнское правосудие («Три билборда на границе Эббинга, Миссури», реж. Мартин МакДона)
Выставка «Солдаты Отечества»
Барбара Брыльска. Иностранка ставшая «своей», или Трагедия длиной в жизнь
Зиновий Корогодский – символ целой театральной эпохи
Французам прощается всё ("Планетариум" реж. Ребекка Злотовски)
Игорь Кио. Династия волшебников
Программа «Кижские метаморфозы» на острове Кижи
"Пьета" Ким Ки Дука
Что? Где? Когда? Культурная палитра сентября