Партнеры Живи добром

По следам неутомимого путешественника Камиля Коро


Романтизм… Одно лишь название влечет за собой множество ассоциаций. От него веет чем-то одновременно легким и таинственным. Чтобы лучше понять это направление, вернемся к культуре конца 18 века и первой половине 19 века, к времени «правления» романтизма. Ключевыми фигурами этого направления были Жерико, Делакруа, Мане, Домье и, конечно же, Коро, к личности которого мы вернемся чуть позже.

Утвердившись в результате обрушения старых миропорядков, романтизм возвысил свободу, независимость и жажду совершенствования. В литературе формулой романтизма является культ личности, противостоящей всему миру: это такие литературные персонажи, как Мцыри Лермонтова или Конрад Байрона. Раскрывая особенности этого направления, уместно будет употребить фразеологизм «один как перст», как большой палец на руке (перст) находится на значительном расстоянии от других, стоит особняком, так и представители романтизма, наполненные пафосом личной и гражданской независимости, отделяли себя от всего общества. На живописи это отразилось одухотворением природы, уходом от реальности, обращением к мистике, сочетанием реального и фантастического, воссозданием и изображением темной стороны человеческой души.

Взглянем на несколько картин художников эпохи романтизма:

сатурн, пожирающий своего сына.jpg

Франсиско Гойя «Сатурн, пожирающий своего сына»

Миф, послуживший идеей для создания полотна, знаком каждому: титан Кронос (в древнеримской мифологии Сатурн), одержимый страхом быть свергнутым кем-то из своих детей, проглатывает их одного за другим сразу же после рождения. Проглотив Гестию, Деметру, Геру, Аида, Посейдона Крон все равно не смог избежать предсказания Урана. Его жена Рея, не желая лишиться последнего ребенка, родив его, укрыла в пещере, скормив Кроносу камень.

Уход от реальности (классической трактовки мифа) на картине Гойя сразу же бросается в глаза внимательному наблюдателю. Здесь мы видим обезумившего титана, безжалостно разрывающего плоть младенца. Само же изображение Сатурна также лишено реалистичности: непропорциональность тела, чересчур широко раскрытый рот, неестественно круглые безжизненные глаза придают ему еще более безумный вид. Примечательно то, что Сатурн у Гойя всячески лишен божественного облика, он - безжалостный монстр, уничтожающий все живое вокруг себя, и будто олицетворяющий все самые темные стороны человечества.

кладбище.jpg

Каспар Давид Фридрих «Кладбище»

Картина будто насквозь пропитана мистицизмом: огромная арка в центре композиции словно врата в царство мертвых, разделяющие два мира. Вдалеке все заволокло туманом, создающим атмосферу таинственности. По ту сторону ограды будто не действуют общепринятые законы и нормы - все подчиняется совершенно иным правилам, не ведомым человеку. Невзрачный человеческий силуэт направляется в сторону кладбища. Несмотря на соблюдение человеческих пропорций, в нем все равно мало реалистичного и человечного. Этот силуэт напоминает скорее невзрачную тень, которая даже не идет, а плывет по высохшей и пожелтевшей траве, лишенная надежд, целей и веры. Один во всем мире, покинутый и отвергнутый. 

Проникнувшись атмосферой эпохи романтизма, хотелось бы обратить внимание читателя на одного из самых успешных художников-пейзажистов данного направления - Камиля Коро.

Коро - один из художников, который впервые отошел от основных черт романтизма. Его больше привлекала реальная жизнь, в которой он черпал вдохновение. Мистике он предпочитал естественную красоту природы, вместо необычных оттенков - пастельные тона, свойственные пейзажам. Художник оказал большое влияние на развитие импрессионизма, О. Ренуар говорил: «Больше всего мне нравится в Коро то, как он одним сучком дерева умеет передать нам всё».

Будучи неутомимым путешественником, пейзажист посетил множество мест. Вдохновляясь живописными видами, он создавал все новые и новые полотна.

Сейчас мне бы хотелось совершить небольшую экскурсию по тем местам, где когда-то бывал великий художник, оставляя свои следы в виде картин. Посмотрим, как и насколько сильно изменились эти места:

Пляж в Этрета

Пляж в Этрета.jpeg

Удивительно, но за полтора века это место почти не потерпело изменений: все тот же галечный пляж, та же гора со старинным зданием наверху. Однако сейчас пляж более оборудован, рассчитан на туристов и просто местных жителей, желающих отдохнуть у моря: асфальтированная набережная с лавочками и уличными фонарями, небольшие магазины. Уже у берега не швартуются лодки, как было это во времена Коро. Гора, виднеющаяся вдалеке на картине художника, больше не напоминает огромный валун, она покрылась растительностью, которая предает живописность всему пейзажу.

Замок Сант-Анджело

Глядя на картину, возможно, не каждый сможет найти в изображенном пейзаже что-то очаровывающее и прекрасное. Каменные дома-коробки слева, пострадавшие от плесени из-за близкого расположения к реке, мост, видимо, уже повидавший виды, мутная река. Единственное, что придает пейзажу некое величие - замок, отдаленно напоминающий римский Колизей.

Замок Сант-Анджело.jpeg

В наши же дни от этого места захватывает дух: весь замок оснащен подсветкой, придающей ночью сказочный вид, мост отреставрирован, вместо неказистых домов и неухоженного побережья, мы теперь видим каменную набережную, по которой можно прогуляться, насладившись окружающим видом.

Мост Номентано

Мрачноватую атмосферу создает эта картина Камиля Коро: все нарисовано в темных тонах, лишь светлое небо, придающее контраст, делает картину более живой. Изображенное место напоминает пустыню: ни одного деревца вблизи, голая, безжизненная земля и каменный мост посередине, придающий еще больше мрачности.

Мост Номентано.jpeg

Сейчас же это место довольно-таки сильно изменилось, однако живописнее оно не стало. Обилие кустов и деревьев теперь придает ему заброшенный вид, сам мост уже потускнел, покрылся трещинами и все так же добавляет мрачности всему пейзажу.

Колокольня Дуэ

Коро замечательно передал все очарование старинного французского городка. Использование всего лишь нескольких тонов помогло передать атмосферу, настроение города. Среди различных оттенков, пастельных цветов, мелькают яркие кирпичные крыши, которые будто оживляют всю обстановку.

Колокольня Дуэ.jpeg

Несомненно, что сейчас это место выглядит иначе. Больше нет тех старинных домиков: они были перестроены, что абсолютно изменило облик города. Лишь Колокольня Дуэ  все так же возвышается над городом.

 

Анастасия Ромашова


 

Рекомендуем

Фестиваль "Пространство режиссуры". Пятый день
Итальянский комиссар Микеле Плачидо
Вера холодная: «Тернистой славы путь»
Николай Гумилев и Анна Ахматова. Хроника событий
Йос Стеллинг и его Душ(к)а
Проблема отцов и детей в спектакле «Последние луны»
День 1. Mercedes-Benz Fashion Week Russia
KSENIASERAYA / осень-зима 18/19
Древнерусское лицевое шитье. К 100-летию ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря
Три российских сериала, за которые не стыдно