Партнеры Живи добром

Испорченные каникулы («Человек-Паук: Вдали от дома» реж. Джон Уоттс)





Тень Тони Старка (о, устаревший спойлер!), пожертвовавшего собой ради спасения остальных в финальных «Мстителях», наверное, будет ещё какое-то время грозно нависать над каждым следующим сольным фильмом из киновселенной Marvel. Но основное бремя этой потери всецело достается Питеру Паркеру в новом «Человеке-Пауке», и груз ответственности, лежащей теперь на его юношеских плечах, тяжел как никогда, так как Тони решил назначить его своим преемником. Переживанию гибели Железного человека и её неожиданным последствиям и посвящен фильм, начинающийся с восхитительно остроумного музыкального видео в память о супергероях, погибших в неравной схватке с Таносом.


"Человек-паук: Вдали от дома". Фото предоставлено прокатчиком.


Потеряв образцового наставника и учителя («миллиардера, плейбоя, филантропа», но довольно), Спайдермэн остается без надлежащего присмотра, и так и хочется написать «пускается во все тяжкие». Но нет – вместо этого он решает отдохнуть и отправляется с классом на каникулы в Европу. И, конечно же, в лучших традициях бондианы (в очевидных отсылках к которой признается режиссёр фильма), как только герой решает сделать небольшой перерыв в спасении мира, всё летит к чертям. Точнее, черти в виде разрушительных монстров четырех стихий Элементалов сами прилетают в нашу Вселенную из другого измерения, принося с собой невиданные разрушения в самых разных точках планеты. Короче, Питеру против его желания даже на каникулах снова приходится надевать свой супергеройский костюм (и даже не один, а несколько, один круче другого).

Но не все так просто. По следам монстров идет воскресший после пятилетнего небытия (помним о щелчке Таноса!) и потерявший контроль над защитой Земли бывший глава организации Щ.И.Т. Ник Фьюри (бессменный Сэмюэл Л. Джексон). А также загадочный Мистерио в клубах зелёного дыма, что-то среднее между Доктором Стрэнджем, Тором и Железным Человеком, стереотипно сыгранный вообще-то хорошим и разноплановым драматическим актером Джейком Джилленхоллом. Но это, как говорится, издержки жанра; актерам в фильмах про супергероев обычно приходится довольствоваться ограниченным набором эмоций. Ник Фьюри (надо сказать, не без труда) и выходит на Питера, предлагая ему объединить усилия с Мистерио для уничтожения разрушителей. Так как остальные супергерои вообще непонятно где и по большей части недоступны – им просто-напросто не дозвонишься.


"Человек-паук: Вдали от дома". Фото предоставлено прокатчиком.


Самое время сменить тон. После эпического, исполинского и во многих смыслах итогового мегаблокбастера, исполненного вселенской серьезности, спасение только в юморе. Остроумных шуток и прибауток в фильме столько, что на пресс-показе зал почти каждые несколько минут взрывался хохотом и аплодисментами. Оставлен только самый минимум необходимого пафоса и шаблонных фраз о выборе, принятии судьбы и ответственности за судьбу человечества. Ник Фьюри, обращаясь к Питеру, многозначительно цитирует что-то подозрительно похожее на Шекспира, а потом тут же перебивает сам себя: «Тони говорил, если цитата не из звездных Войн, ты не поймешь». Примерно так и происходит весь фильм, пафос сбивают всеми возможными средствами. А верный оруженосец Хэппи (режиссёр «Железного человека» Джон Фавро) недвусмысленно заигрывает с тетей Мэй (Мариса Томей) и вообще, видимо, скоро совсем породнится с Питером.


"Человек-паук: Вдали от дома". Фото предоставлено прокатчиком.


Однако если ты супергерой, то совсем от серьезности тебе не уйти, как ни старайся. Всё равно спасать мир больше некому. Скидок нет даже если тебе всего шестнадцать, и сильнее всего хочется встречаться с девушкой, которая нравится (новая симпатичная и обаятельная Мэри-Джейн – кумир подростков, певица и актриса Зендая, молчаливая мрачная одноклассница из первого фильма). Питер, страдающий от недостатка внимания и агонии неразделенной любви, весь фильм комично строит планы идеального свидания с ЭмДжей, на котором наконец-то признается ей в своих чувствах. Самые романтические и открыточные места Европы, в которые заносит фильм, ему в помощь – тут и Венеция, и Прага, и Лондон. Правда почти сразу после того как школьная группа во главе с абсолютно бестолковым учителем оказывается там, появляются свирепые монстры-разрушители, и от идиллических уголков Старого Света не остается почти ничего.


"Человек-паук: Вдали от дома". Фото предоставлено прокатчиком.


Но монстры монстрами, а любому супергеройскому фильму нужен злодей. Здесь им неожиданно оказывается тот, на кого могут подумать только истинные знатоки комиксов или самые догадливые и внимательные зрители. Злодей выдает себя за другого и (скажем так чтобы не портить эффект внезапности) входит в ближайшее окружение Ника Фьюри. И так же, как и его невиданное высокотехнологичное оружие, он косвенно опять же связан с Тони Старком, который, как выясняется, его и породил. Не говоря больше ничего лишнего, отметим только, что его злодейские методы и сфера интересов имеют много общего с Экранотираном из второй «Суперсемейки». Новый злодей в некоторые моменты обеспечивает фильм крайне изобретательными спецэффектами и экшн-сценами, хотя сильно проигрывает в мотивации и уступает в обаянии харизматичному Стервятнику в исполнении Майкла Китона из предыдущего фильма.

В целом, можно с уверенностью сказать, что «Вдали от Дома» – это отличное и более чем достойное продолжение первой части, которое вполне заслуживает внимания и в качестве самостоятельного фильма. И его почти без смысловых потерь могут смотреть те, кто вдруг не видел предыдущие фильмы про Мстителей. Ну и конечно, главная удача кастинга обновленной франшизы о Человеке-Пауке – это Том Холланд, который очень старается, чтобы всё было как следует: и актерская игра, и трюки, и шутки, и поцелуи. И такое ощущение, что он заражает своей молодостью, задором и драйвом весь фильм и его создателей. Пусть Питер Паркер как Питер Пэн никогда не повзрослеет! Пусть фильмы о нем так и останутся для нас главной отдушиной легкости и смеха в супергеройской вселенной Marvel.

И обязательно дождитесь сцен после титров. Там не без юмора и не без остроумного камео произойдет нечто такое, после чего судьба Человека-Паука уже никогда не будет прежней. «Добродушному соседу» в родном Нью-Йорке теперь придется несладко. Хочешь не хочешь, а вернувшись домой после таких каникул, придется повзрослеть.

"Человек-паук: Вдали от дома" в прокате с 4 июля.


"Человек-паук: Вдали от дома". Фото предоставлено прокатчиком.


Иван Цуркан



 

Рекомендуем

Самая пьянящая комедия: «Белое вино из Баббудойу» на фестивале RIFF-2016
Кино как лекарство ("Боль и слава" реж. Педро Альмодовар)
Правила Казановы сегодня
Грейс Келли. Вулкан под снегом
Зиновий Корогодский – символ целой театральной эпохи
Выставка «“Товарищ, верь…”. Пушкин в диалоге с эпохой. К 100-летию революции в России»
Международный конкурс молодых вокалистов Елены Образцовой
Винсент Ван Гог. Познание мира и самосознание человека
Фестиваль "Звёзды на Байкале". 1-й день. Открытие
Завет Рериха