Партнеры Живи добром

Цветок твоей тайны («Малыш Джо», реж. Джессика Хауснер)


Источник: RWV Films


«И я уже не я. 

И ты уже не ты».


Фильм Джесики Хауснер, получивший на последнем (не отмененном) Каннском фестивале приз за Лучшую женскую роль и недавно побывавший в российском прокате, с наступлением эпохи карантина и пандемии приобретает новую актуальность.


Вдохни этот чудный запах – он сделает тебя счастливым… или убьёт. Или же – изменит твою личность настолько, что ты перестанешь быть самим собой. «Вдохни» - ключевое слово для «Малыша Джо», картины об обонянии, герои которой пытаются защититься от неизвестного цветочного вируса (а есть ли он на самом деле?) с помощью масок, перчаток и прочих, уже настолько нам знакомых, средств личной защиты. И если герои здесь носят маску в кадре, то, надо заметить, делают это максимально кинематографично. Но, конечно, фильм Джессики Хауснер не об этом. Он – о психологии страха перед неизвестным, отчуждении людей друг от друга и тех неуловимых изменениях, которым мы подвергаемся день за днём. 

Главную героиню Элис (ботаника, селекционера, генного инженера в крупной корпорации) цветы увлекают и интересуют больше людей, пусть даже самых близких. Нарушив несколько основополагающих правил генетики, ей удаётся вывести новый, уникальный сорт цветка, необыкновенный аромат которого способен сделать человека счастливым. Ибо при вдыхании «Малыша Джо» (такое имя Элис даёт цветку в честь своего сына) в мозг попадают молекулы окситоцина в чистом виде – гормона, отвечающего за силу материнской любви. Однако после этого с человеком начинают (или не начинают?) происходить незаметные, но сущностные изменения: цветок начинает управлять его волей и перестраивать личность так искусно, что обнаружить подмену почти невозможно.

 Источник: RWV Films 

Не случайно я постоянно выношу в скобки вопрос с отрицанием – «Малыш Джо» от начала и до конца заигрывает со зрителем, предлагая ему самому каждый раз выбирать тот вариант ответа, который кажется наиболее вероятным. Сама же Хауснер вместе со своим соавтором Джеральдин Баяр никаких ответов не даст. С её слов, при работе над сценарием они главным образом «заботились о создании атмосферы, которая позволяет зрителям подвергать сомнению целостность характеров персонажей и хотели предложить различные способы интерпретации происходящего: так называемые изменения в людях могут объясняться либо их психологическим состоянием, либо пыльцой, которую они вдыхали». И добавляет: «а, может, этих «изменений» вообще не существует, и это лишь воображение Элис и Белы», главных героинь этой истории. И в этой недосказанности – безусловно одна из самых сильных сторон её фильма.

Кроме того, как мне кажется, по меркам нашего времени, его сюжет довольно оригинален. Пусть в рецензиях все как один сравнивали его с пресловутым «Чёрным зеркалом» (сериалом о том, как на нашу жизнь влияют современные технологии), но, положа руку на сердце, – много ещё вы можете вспомнить фильмов, главным героем которых был бы цветок? Вот именно. И пусть в научно-фантастической литературе и кинематографе сюжет с внечеловеческим разумом и автономной волей отработан многократно и разнообразно – «Малышу Джо» всё равно удаётся добавить к этому пару новых нюансов. 


Источник: RWV Films 


Например, неожиданным становится то, как Хауснер соединяет фантастику с повседневностью. Пусть Элис и селекционер в сверх-технологичном предприятии – в каждодневной жизни она ещё и заботливая мать, которая в одиночку растит сына, заказывает еду на дом и каждую неделю ходит на приём к психотерапевту. Мать, которая подвержена всем обыкновенным страхам матери сына-подростка и, как и любая другая, боится его потерять и переживает из-за отсутствия искреннего контакта и доверительных отношений. Эмили Бичем играет свою героиню, не тратя напрасно ни одного жеста; каждое движение мускула на её лице, каждый жест выверен и отточен вплоть до математической точности (и, надо сказать, её героине это очень к лицу). Непростая актёрская задача стояла и перед Беном Уишоу, который должен был не потеряться на фоне главной героини (и не потерялся) – и вообще перед всеми актерами, которые должны были через мимику и пластику передать незаметные глазу изменения в поведении своих героев после того, как те вдохнули пыльцу цветка. 



Источник: RWV Films 


Что ещё следует добавить о «Малыше Джо», так это то, что он очень стильно и изобретательно снят. Операторскую работу Мартина Глахта иначе как эстетской не назовешь: выверенные статичные кадры с яркими неоновыми цветами встречаются с плавным панорамированием камеры вокруг своей оси или по горизонтали. А порой камера неожиданно выходит за пределы диалога между героями, подчеркивая окружающее их пространство - тот воздух, которым они дышат. Но главное, оператору удаётся добиться такого ощущения стерильности, которое, как и у «Малыша Джо», передаётся почти на клеточном, физиологическом уровне. Просмотр фильма Джессики Хауснер вообще можно сравнить с сеансом буддийской медитации: его неспешный ритм постепенно вводит в транс, а авангардный саундтрек Тэйдзи Ито, чередующий децибелы протяжного ультразвука с ударами барабанов и даже собачьим лаем, отправляет уже в какие-то высшие области чисто эмоционального/эмпирического познания действительности. 
  

Источник: RWV Films

При этом «Малыш Джо» очень интересно работает с категорией страха. Во-первых, он здесь всегда сопряжен с нечеловеческой красотой (на ум приходят параллели с «Аннигиляцией» Алекса Гарланда и «Парком Юрского периода»). А во-вторых, никаких нечестных приёмов присущих хоррорам/триллерам (ведь формально он относится к этой жанровой категории) здесь нет, однако неуютное чувство неуловимой подмены героев и неестественности их поведения преследует тебя на протяжении всего фильма. И это, надо сказать, работает сильнее, чем любая натуралистичная демонстрация ужасов в кадре. А всё потому, что картина Джессики Хауснер – о психике и психологии поведения, и на своего зрителя она воздействует именно в этой области восприятия, искусно манипулируя его эмоциями и ощущениями.

Как можно доказать истинность чувств? Может ли запах влиять на сознание? Как страх определяет наш характер, и чем вызваны изменения, происходящие в нас? Можно ли искусственно сделать человека счастливым? Все эти вопросы умный и необычный «Малыш Джо» задаёт в очередной раз, не предлагая на них готовых ответов. И этим доказывая, что человеку он сам всегда будет интереснее, чем любой, пусть даже неизвестный науке, вирус.

  

«Малыш Джо» – смотрите в онлайн-кинотеатрах.

 

Иван Цуркан


 

Рекомендуем

Нереальное кино. Короткий метр на кинофестивале "Сталкер"
Чудо новой жизни («Божественная любовь» реж. Габриэль Маскаро)
Балкон, который мы заслужили
Лайза Миннелли: «Я не хочу стать как она...»
Семен Гудзенко. Поэт из «далекой провинции Войны»
Советский человек огромной души
Мир, каким он может стать
Елена Рерих. Расширяя границы
Затанцевать до смерти
Демьян Бедный: обласканный дьяволом