Партнеры Живи добром

ТРАМ, здравствуйте!

Здорово, братишки,

Здорово, комса! 

Затягивай песню на все голоса!

Стоим у станков 

Мы всегда по утрам,
 
А вечером наша нагрузка— 

Трам

Закончилась война, прогремела революция, в Москве в 1927 году по инициативе московского комсомола открыли ТРАМ – театр рабочей молодежи. Первый ТРАМ был основан в Ленинграде в 1925 году как альтернатива устаревшему буржуазному академическому театру, идеологически чуждому рабочему классу. Искусство было подвергнуто переосмыслению, искались новые формы выражения идей, визуальные решения, опыты и эксперименты. В частности, была задумана новая форма общественной самодеятельности, позволяющая совмещать работу и досуг, развитие личности и идеалы коммунизма – непрофессиональный театр для всех. После головокружительного успеха Лентрама «трамизм» охватил Москву, Баку, Пермь, Ростов-на-Дону, Харьков.

Изначально, актер ТРАМа – непрофессионал, агитатор, трудящийся, современный граждански активный представитель молодежи, а сцена – трибуна, с которой может самовыражаться каждый.

Режиссеры и критики, близкие к Пролеткульту, стремились к «орабочению» уже существующего академического театра, продвижению талантливых участников драмкружков в ряды профессионалов. Отсутствие специальной подготовки у молодых исполнителей вдохновляло режиссеров и руководителей трамовского движения. Театральную «неиспорченность» трамовцев даже рассматривали как их преимущество, так как это означало свободу от разного рода штампов и стереотипов, открывало дорогу к выработке нового уникального стиля выступлений.

98005.660xp.jpg

В Москве ТРАМ сначала обосновался в особняке на Малой Дмитровке, построенном в 1907 году архитектором Ивановым-Шицем для Купеческого клуба. Еще до революции в этом здании в стиле модерн собирались любители театра, деятели культуры и искусства, ставились спектакли. Но и к 1927-му творческая атмосфера все равно там сохранилась. Поначалу, ТРАМ действительно был полупрофессиональным, но уже через несколько лет стало очевидно, что уровень мастерства актеров значительно вырос, и играли там не только зарисовки на злобу дня, но и нестареющую классику.

ТРАМЫ были популярны безумно. Они брали своей доступностью, понятностью, контактом со зрителем, зрелищностью, масштабностью, революционным пафосом и идеологией о светлом будущем. Тем не менее привлечением профессионалов к делу можно было установить приемлемый уровень актерского мастерства и сохранить определенные, не противоречащие политике партии, традиции.

В 1930-м режиссером и заведующим литературной частью ТРАМа был Михаил Афанасьевич Булгаков, а музыкальной – Исаак Дунаевский. В 1938 году с присуждением театру имени Ленинского Комсомола и неподражаемым Иваном Берсеневым во главе, он перешел на качественно новый уровень и окончательно закрепился в списке популярнейших театров Москвы и страны. В 60-х в Ленкоме, засияла «плеяда Эфроса» - великие советские актеры: Валентин Гафт, Лев Дуров, Антонина Дмитриева, Александр Збруев, Михаил Державин, Юрий Колычев, Всеволод Ларионов, Александр Ширвиндт, Ольга Яковлева.

Не обошлось и без гонений и упадков, но театр со сложной, почти столетней историей, выстоял и радует зрителей до сих пор. ТРАМ, впоследствии Ленком, история того, как театральное искусство, подгоняемое политикой, через ряд метаморфоз шло к зрителю, сделало огромный крюк по пути, но больше приобрело, чем потеряло.

 

Мария Логвинова




 

Рекомендуем

Хорас Уолпол. Готический граф
Искусство кижских мастеров
Две стороны одной медали Виктора Гюго
«Молодая Аргентина». Эстебан Эчеверриа
FollowTheFabrika. Шестой этап
Конвейер дал сбой («Черная вдова», реж. Кейт Шортланд)
Нелли Закс: реквием
Выставка-интервенция в ГМИИ им. А.С. Пушкина
В тридевятом штате, в тридесятом боро («Сиротский Бруклин» реж. Эдвард Нортон)
Совсем скоро в Театре оперетты. Мюзикл «Анна Каренина»