Партнеры Живи добром

Демьян Бедный: обласканный дьяволом

 

Демьян Бедный, он же Ефим Алексеевич Придворов, — человек, пожалуй, в наибольшей степени приблизившийся к Сталину в личных, почти дружественных отношениях, что про отца народов вообразить довольно трудно. Сейчас стихов Демьяна Бедного никто не помнит, он занял свое место в ряду деятелей культуры, дискредитировавших себя слепым подобострастием перед фигурой Сталина. 

Пресмыкание перед власть предержащими в эпоху Сталина было общим местом, каждый поэт или писатель, желающий жить хоть сколько-нибудь возможной творческой жизнью, был обречен на отказ от своего личного начала, своей индивидуальности в пользу безропотного служения советскому отечеству. Тех, кто смел говорить то, что думает, - высылали в лагеря, ссылки, кому-то повезло меньше – их расстреливали. 

1.jpg

Те же, кто оставался, вынуждены были по умолчанию беспрекословно исполнять волю вождя. Время сорвало маски с людей, обнажив ненависть и усталость от нескончаемых арестов, преследований, подслушиваний и казней. Не прошло и года после смерти Сталина, как страна, начиная с самых высших ее представителей, смела кровавого идола с пьедестала.  Был бы среди них поэт Демьян Бедный, доживи он до этого времени? Представляется, что нет. 

При первом знакомстве с его стихами, возникает недоумение. Больше похожие на частушки, годные лишь для того, чтобы исполняться не самой образованной частью русского народа в изрядном подпитии, стишки находили искренний отклик у непритязательных граждан. Его популярность в стране была огромна. В период с 1925 по 1933 было выпущено 19 томов собрания его сочинений! Демьян Бедный создает впечатление зарвавшегося, нахального выскочки, штампующего по заданию партии низкопробные рифмоплетства.

"Да-ешь?!"- "Да-ешь!"- В движенье массы.
"Свалил?"- "Готово!"- "Будь здоров!"
Как мне смешны тогда гримасы
Литературных маклеров!

Нужна ли Правде позолота?
Мой честный стих, лети стрелой -
Вперед и выше!- от болота
Литературщины гнилой!
1924
 

Но стихи Демьяна Бедного были всего лишь воплощением агитационной пропаганды политической партией, эти публицистические рифмовки доступности ради должны были состоять из лозунгов, шаблонов и кричалок. Вряд ли бы кто-то смог назвать стихи Демьяна Бедного поэзией. Это была откровенная агитация, давным-давно ушедшая в прошлое, как и эпоха, породившая ее. Зато претензий в лукавстве ему предъявить точно не удастся. 

3.jpg

Поступки этого человека показывают, насколько он бы простодушен, прямолинеен, страстен. Он искренне почитал Сталина и дорожил его дружбой.  Тот факт, что он дожил до 62 лет, не будучи ни разу ни арестованным, ни допрошенным сотрудниками печально известного НКВД, говорит о том, что Сталин в крайне несвойственной ему манере, сохранял к нему некоторый вид привязанности. Переписка Сталина с Демьяном Бедным вызывает неподдельное удивление своим трогательным и даже сентиментальным характером. 

«А кончу я свое «коротенькое» письмо одним пожеланием: не болезни ради, а ради иных результатов, побывать бы Вам под шапкой-невидимкой месяц-другой заграницей. Ай-ай-ай, как бы это, представляю я, было хорошо. Ай, как хорошо. Этак с трубочкой в зубах сощурились бы Вы, да поглядели, да усмехнулись, да крякнули, да дернули бы привычно плечом, а потом бы сказали: «во-первых… во-вторых… в-третьих…»

Коротко и ясно.

Ясная вы голова. Нежный человек. И я Вас крепко люблю.

Ваш ДЕМЬЯН»

20 сентября 1928 г. 

Сталин, в ответ, был очень щедр и заботлив по отношению к своему «приятелю». Псевдоним Демьяна Бедного, направленный на поиск популярности нищенствующей в то время страны, слабо вязался с его образом жизни: личный автомобиль «Форд», квартира Большом Кремлевском дворце, самая большая в Советском Союзе библиотека и даже персональный вагон для передвижения по России. 

Естественно, такое шикарное содержание Бедный получал по личному распоряжению товарища Сталина. Когда поэт сильно заболел сахарным диабетом, вождь с легкой руки распорядился отправить его на лечение в Германию, да еще вместе со всей семьей. Поэт беззастенчиво пользовался всеми привилегиями, которые выпадали на его долю.  

2.jpg

Но, как это водится, совершенно внезапно, без видимой на то причины, разразился скандал. Постановление ЦК ВКП(б) от 6 декабря 1930 года «О фельетонах Демьяна Бедного «Слезай с печки», «Без пощады». Вдруг Сталину не понравилось, как Демьян Бедный уничижительно отзывается о прошлом России, хотя вся ленинская политика, чью преемственность в этом вопросе принял и Сталин, очевидно, брала курс на развенчивание идеализации всего исторического российского пути. 

Страна насилья и бесправья,
Страна терпенья без конца.
Была ты книгой без заглавья,
Без сердцевины, без лица.
Казалось, дни твои уж спеты
И нет спасенья впереди.
Тебя кляли твои поэты:
«Сгинь, наважденье! Пропади!»
Ты в муках гибла, пропадала
И, разоренная дотла,
Свой жребий тем лишь оправдала,
Что миру Ленина дала!
1930
 

В панике, Бедный пишет уже 8 декабря почти гневное письмо Сталину, обвиняющее его в несправедливом к себе отношении:

«Я ждал похвалы человека, отношение к которому у меня всегда было окрашено биографической нежностью. Радостно я помчался к этому человеку по первому звонку. Уши растопырил, за которыми меня ласково почешут. Меня крепко дернули за эти уши: ни к черту «Слезай с печки» не годится!» 

Только крайне доверчивый и простодушный человек мог написать письмо Сталину в обвинительном тоне. Любой другой на его месте, во-первых, никогда подобного не совершил, только если он находится в здравом уме, во-вторых, если бы и совершил, то немедленно был бы казнен без суда и следствия. Но ответ Сталина на прямо оскорбительное письмо был в высшей степени лояльным. Он растолковал взбешенному поэту постановление ЦК ВКП(б), после чего просто прекратил с ним всякое общение. 

Найти причину для резкой перемены отношения подозрительному, обидчивому, капризному старику не составило труда. Согласно версии Бенедикта Сарнова, Демьян Бедный слишком разоткровенничался с неким профессором, подосланным в качестве шпиона, который скрупулезно вел дневник, записывая в него каждое слово Бедного. 

4.jpg

А тот, будучи очень беспечным и вспыльчивым по своей натуре человеком, не всегда следил за своими словами, что для «друга» Сталина было непростительным просчетом. Как итог – гражданская смерть и низвержение до уровня совсем никчемного человека и поэта. Великодушию Сталина надо отдать должное – он подарил поэту жизнь. 

Демьян Бедный совершил еще один неординарный поступок, говорящий о нем как о человеке очень недалеком и искреннем. В 1937 году он самолично отнес в редакцию газеты «Правда» свой перевод поэмы немецкого поэта Конрада Роккенфера. Поэма эта посвящена изобличению фашистских зверств. По своей простоте Бедный сразу же признается редактору Мехлису, что поэта такого не существует, а авторство поэмы принадлежит ему, Демьяну Бедному. 

5.jpg

Конечно же, редактор тут же донес о происшествии Сталину, прислав ему рукопись поэмы. Прозорливому вождю уже не составило труда разгадать замысел поэмы, заключающийся в жесткой критике советского режима через аналогию с фашизмом. И даже после этого он оставил в покое Бедного, ограничившись предупредительным письмом. Это ли не чудо. 

Стихи Демьян Бедный и раньше писал одноразовые, малохудожественные, но они отлично ложились на музыку революции, песни на его стихи помогали солдатам на фронте сохранять боевой дух и ненадолго забывать об ужасах войны. В его стихах появлялась простая до примитивности, но все-таки личность Демьяна Бедного. После опалы он утратил и это. Сталинский режим, исчезнув с лица земли, смел всех своих приспешников. 

Как родная мать меня
Провожала,
Как тут вся моя родня
Набежала:

"А куда ж ты, паренек?
А куда ты?
Не ходил бы ты, Ванек,
Да в солдаты!
В Красной Армии штыки,
Чай, найдутся.

Без тебя большевики
Обойдутся.
Поневоле ты идешь?
Аль с охоты?
Ваня, Ваня, пропадешь
Ни за что ты.

Проводы, 1918

 

Анна Иоки 

 


 

Рекомендуем

Наталья Орейро поддержала благотворительный артпроект «Люди и Птицы»
333 года театру, который сменил множество имен, но остался верен своему-Одеон
Понедельник и ее сестры («Тайна семи сестер» реж. Томми Виркола)
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
Гертруда Стайн. Роза это роза это роза
Премьера оперетты «Летучая мышь» на большой сцене НОВАТа
За кулисами музейной жизни
Государственный центральный театральный музей имени А.А.Бахрушина
Ангел по имени Карли
Жил или не жил - вот в чём вопрос