Партнеры Живи добром

Ганс Христиан Андерсен. Сказочный король


Противоречивую жизнь сказочника невозможно подогнать под логический закон. У Андерсена всё шло своим чередом, не по сценарию. Считал себя поэтом, мечтал стать актером, а прославился благодаря сказочным историям «Девочка со спичками» и «Дикие лебеди». Был замкнутым ребенком, но в душе лелеял мечту о великом будущем. Упустил счастье личное — обрел творческое. В школе учиться не любил, не знал элементарных правил грамматики, однако его сказки переведены на 125 языков мира. Парадоксы.

Родился Ганс второго апреля 1805 года в семье бедного башмачника. Однако мальчик верил, что в его жилах течет голубая знатная кровь. Откуда появилась столь железная уверенность в знатном происхождении? Дело в том, что в раннем детстве Андерсен играл с будущим королем Фредериком Седьмым и считал королевского отпрыска родственником отца.

Как известно, именно в юном возрасте закладывается фундамент личности, формируются предпочтения ребенка. Маленький сын сапожника обожал играть в кукольный театр, который сам и смастерил. К тому же он декламировал стихотворения и прекрасно пел, за что получил прозвище «маленький соловей с острова Фюн». Андерсен жаждал выступать на сцене, каждый раз преображаясь в нового человека.

ганс2.jpg

Путь Андерсена к литературе — это типичный путь, именуемый «через тернии к звездам».  Слава пришла к писателю только в 30 лет. До этого молодой человек успел поработать в подмастерьях у портного и ткача и на сигаретной фабрике. А вот из Королевского театра Ганса уволили. Ломка взрослого голоса.  Но как ни странно, оказавшись без средств к существованию и без любимого ремесла, Андерсен продолжал верить в благополучный исход.

«Если у человека есть талант, то он прорастёт и сам», - сказал Фредерик Седьмой. Так произошло и у Ганса Христиана. В 1835 году безвестный Андерсен написал сказку «Огниво». В этом же году вышел и первый сборник сказочника. Перед гадким утёнком с невероятно длинными руками и буратиновским носом стали снимать шляпу. Многие стремились познакомиться или подружиться со сказочным королем.

Прозаик трудился не только над фантастическими рассказами о русалках и оловянных солдатиках. Он создавал и пьесы, и романы. Только вот критика не воспринимала попытки Андерсена влиться в ряды драматургов и романистов. Диагноз цензоров и критиков прост. Сказочник.

обложка.jpg

Андерсен весьма творчески описывал процесс создания сказочных шедевров: «Я утром сажусь за стол, макаю перо в чернильницу и думаю, что бы такое мне сочинить. Вдруг стук в дверь, я говорю «войдите», входит женщина и едва слышно произносит «я сказка, я пришла тебе помочь». Она молча стоит у меня за спиной, и вдруг в моём мозгу появляются лица, рождаются образы, слова теснят друг друга, фразы так и льются с моего пера».

Произведения одного из самых известных мировых сказочников экранизовывали невероятное количество раз. В 1960-70-х в Советском Союзе вышла череда мультфильмов, популярных и сейчас. Это «Снежная королева», «Дюймовочка», «Русалочка». Случается так, что сценаристы используют только основной сюжет сказок и в итоге получается другое произведение, по мотивам книг. К примеру, из-под пера писателя и драматурга Евгения Шварца вышли оригинальные пьесы «Обыкновенное чудо», «Старая старая сказка», «Тень».

ганс3.jpg

Нельзя точно сказать, плюсом или минусом является экранизация режиссерских версий. С одной стороны — это новое дыхание старой сказки. Красочные мультфильмы с постоянно меняющимися картинками — действенный способ привлечь внимание неусидчивого ребенка. Но с другой — искажение оригинального текста. Через книгу автор взаимодействует со своим читателем и читатель вступает в диалог, активно реагирует на написанное. В этой связке искажения исключаются.

Андерсена раздражало клеймо детского писателя. Он хотел писать на серьезные темы для взрослых людей. Но ведь однажды человек становится таким взрослым, что снова начинает читать сказки. Последнюю сказку Ганс написал в 1872 году на Рождество. Больше сказочная женщина к нему не приходила.


Анна Мареева



 

Рекомендуем

«Дары, вернувшие прошлое»
Парабола Шазелла ― к "Оскару" и обратно
Рок-опера «Преступление и наказание»
Фестиваль «Зимние Грёзы»
Роман Виктюк. Бесстрашный "большой ребенок"
Дело всей жизни Михаила Гнесина
Николай Доризо: «Мне постоянно везло»
Прощай, Анна! “Каренина” на фестивале Solo
Жаклин Дюрран: художник совершенства без запятых
«Плачущие утешатся»: российские деятели культуры о ситуации в Беларуси