Партнеры Живи добром

Михаил Анчаров. Первый бард


Мы по жизни брели — безбожники, 
Мушкетёры и сорванцы 
(М.Анчаров)

Если исследователи авторской песни зададут обычным людям вопрос «Каких русских бардов вы знаете?», то получат вполне ожидаемый ответ: Высоцкий, Окуджава. Каждого из них знают и любят. Однако многие забывают о существовании ещё одного не менее известного барда — Михаила Анчарова. По сути именно Анчаров — основоположник такого жанра как современная бардовская песня. Да и тот же Владимир Семёнович называл Михаила Леонидовича своим учителем. Каким, каким был наставник Высоцкого?

Собственно, стоит начать с того, что Анчаров не только поэт и песенник. Ограничиваться этими профессиями он не стал. Помимо стихов и песен Михаил Леонидович писал сценарии и с детства любил рисовать. «... я просто смертельно хотел учиться живописи. По ночам краски снились, стонал», - вспоминал бард свою армейскую службу. А первая песня, написанная им на собственные стихи, имела название «Песня о моём друге-художнике».

2.jpg

Изначально Анчаров являлся больше художником, нежели поэтом. Долгое время бард не изъявлял желания создавать поэтические и прозаические тексты. Он закончил факультет живописи Московского государственного художественного института им.Сурикова и с удовольствием творил на этом поприще. Позже Анчаров разочаровался в профессии живописца. Он не смог найти свой индивидуальный стиль. Поэт считал, что творят только то, «чего в природе ещё не было. Ни автомобиля в природе не было, ни … «Иллиады». Её сотворил Гомер в форме эпоса».

В жизнь Анчарова, как указывалось выше, было кино. Такой вот новый этап, новый опыт в творчестве. Он написал сценарий к первому сериалу в Советском Союзе —  «День за днём». Девять серий покорили сердца советских телезрителей. Кроме того он создал сценарии к фильмам «Баллада о счастливой любви», «Мой младший брат» и «Аппассионата».

3.jpg

Анчаров писал сочно, пронзительно, искренне. Он искал впечатления, а на детали обращал внимание в том случае, если они дополняли образ или мешали его созданию. Его называли первым «импрессионистом» в прозе. Самые известные произведения Анчарова — это рассказы «Барабан на лунной дороге» и «Венский вальс», повести «Сода-солнце» и «Этот синий апрель», романы «Теория невероятности» и «Самшитовый лес».

Телевидение, впрочем,  Анчарова игнорировало. Хотя его книги и публиковались в периодике, но и пресса писателя не жаловала. Да и сейчас, несколько лет назад, во многих книжных российских магазинах Анчарова чители найти не могли. Однако в Европе тексты прозаика издавали охотней.

Первый бард сочинил несколько десятков песен, многие из которых широко известны.  Это и «МАЗы», и «Баллада о парашютах», и «Сорок первый». К настоящему времени самый полный сборник его песен — сборник «Звук шагов», который выпустили исследователи творчества Анчарова.

1.jpg

Ещё в начале своего творческого пути поэт избрал романтическое направление, традиционное для авторской песни. В подобной манере написана первая песня Михаила Леонидовича - «Не шуми, океан, не пугай». Анчаров тогда находился под впечатлением от «Алых парусов» А. Грина. Позже появились песни также и на стихи В. Инбера и Б. Корнилова.

Стиль Анчарова индивидуален, однако некоторые черты в его песенном творчестве позднее стали характерными чертами бардовской песни, как-то наличие лирического героя, остроумие и предельная ясность.

Как и полагает любому творческому человеку, Анчаров не искал славы или престижа. Ему достаточно было «контакта с бумагой и два-три человека», сумеющих оценить его труд. Вот такой бескомпромиснный, искрометный и жаждущий творчества Анчаров.

 

Анна Мареева 

 


 

Рекомендуем

Московский областной театр юного зрителя
Выставка Анатолия Черкасова. Наедине
День рождения ЦДМ на Лубянке
Ангелина Вовк. Она может удивить вас!
Под руководством Александра Сладковского. Серия концертов
Театр на экране. Пресс-конференция с создателями фильма "Большой"
Почему оживают литературные персонажи. Иллюзия независимого агентства
10 вещей, которые удивляют в Танзании
Ким Кэттролл. Сексуальная на экране и в жизни
Тадеуш Кантор. Театр одного художника