Партнеры Живи добром

Неутомимый социалист Джордж Бернард Шоу


26 июля Джорджу Бернарду Шоу — остроумному английскому драматургу и писателю ирландского происхождения — исполняется 160 лет со дня рождения. Его чудаковатая, выбивающаяся из общепринятых норм и правил персона стала одной из достопримечательностей Англии.  Он беззастенчиво щелкал по носу знатных вельмож, открыто указывал на их пороки, недостатки и лицемерие, прямо призывал свергнуть монархический режим и без устали проповедовал по улицам необходимость установления социализма по Карлу Марксу, заручившись дружбой Иосифа Сталина. 

Несмотря на социальную отвагу, Джордж Бернард Шоу воспринимался английским обществом как занятный старик, чьи выходки нельзя принимать всерьез. Будучи чем-то вроде скомороха или шута, которому многое позволялось в связи с его потешностью, он мог говорить какие угодно антиобщественные нелепости — почтенная английская публика послушно закатывалась смехом. Общество благосклонно прощало веселому смешному комедианту его выходки. 

1111.jpg

Тяга делать все наперекор возникла у Джорджа Бернарда Шоу со времен безрадостного, полного нищеты и побоев, детства. Возненавидев своих родителей, он принял решение сделать все возможное, прожить жизнь не так, как это сделали его родители. Поступив в школу и попав под надзор жестокого учителя, он отверг эту ступень образования, сбежав из ненавистной школы и начав работать простым клерком в 15 лет. Отвергая родную Ирландию как страну, не имеющую возможности дать ему то, что он хочет, Джордж Бернард Шоу покидает ее и отправляется покорять Англию. 

Здесь смешной рыжебородый ирландец принялся за свое любимое дело: он писал критические статьи на музыкальные темы, ругая всех и вся на чем свет стоит. У писателя была поразительная способность остро подмечать и затем живописать в статьях недостатки чего угодно: будь то музыкальные произведения, книги писателей, поведение близких и знакомых и всего английского общества. 

3333.jpg

Озлобленный на весь мир и прямолинейный сатирик, он со всей серьезностью продолжал производить пьесы на потеху зрителям, параллельно обдумывая планы по преобразованию викторианского общества в социалистическое. Несвобода внутренних противоречий сковывала его дух. Ниспровергая все существующие ценности, он был у них же в плену: они диктовали ему, как не надо делать и Джордж Бернард Шоу, идя на поводу у всего того, против чего он выступал, становился заложником собственных представлений. Главное – сделать не так, как было, а что придет на освободившееся место имеет уже не такое важное значение. 

Произошедшая в России революция с ее видимостью решения всех мировых проблем пришлась весьма кстати. Джордж Бернард Шоу не просто одним из первых людей в Европе поддержал социальный эксперимент в России, но и проведя в ней десять полных счастья и надежды дней, поведал западным журналистам, насколько это прекрасная страна с перспективным будущим и что он спокоен за судьбу человечества, если положено начало мировой революции. 

2222.jpg

«В России нет парламента или другой ерунды в этом роде. Русские не так глупы, как мы; им было бы даже трудно представить, что могут быть дураки, подобные нам. Разумеется, и государственные люди советской России имеют не только огромное моральное превосходство над нашими, но и значительное умственное превосходство»

Сталинская команда славилась умением оболванивать приезжающих иностранцев, и Джордж Бернард Шоу не стал исключением.  Он категорически отрицал голод в Советском Союзе, назвав обед, съеденный там, самым сытным в своей жизни, а Сталина — приятным и дружелюбным человеком. Ирландский писатель простодушно позволил себя одурачить красному пламени революции, потому что солидарен был со всем, что крушило старые отжившие идеалы. Очарованный отвагой русских революционеров, он не разглядел усатого чудовища, появлявшегося из-под развалин старой империи.

Джордж Бернард Шоу поддерживал всех, кто так или иначе способствовал разоблачению закосневшего в приличии английского общества. Так, он испытывал нежную привязанность к своему соотечественнику Оскару Уайльду и вступался за него, когда весь мир осудил отбившегося от рук декадентствующего эстета и засадил за решетку по обвинению в содомии. Поддерживал, потому что уважал в нем человека хотя и чрезмерно эстетизированного, но честного и не боящегося срывать маски с прилежно добропорядочного общества. 

4444.jpg

Как любому юродивому, Джорджу Бернарду Шоу, не нужны были деньги, что стало причиной отказаться от Нобелевской премии, на первом месте для него всегда стояли жизненные принципы, которым он следовал неотступно. Сам писатель, славившийся большой работоспособностью, сказал, что премию ему присудили в знак благодарности за то, что он в этом году (1925) ничего не напечатал. И пусть его зрение иногда подводило и он на месте обнищавшей, морально разложившейся страны мог увидеть счастливое процветающее торжество социализма. Его пьесы, полные смеха, светлой печали и проницательной мудрости останутся в памяти населения этой планеты и будут ставиться в театрах и сниматься в кино, пока человечество не утратит чувство юмора. 

«Ш-шш… Я всюду ищу любви – и нахожу несметное количество ее в сердцах людей. Но когда я пытаюсь вымолить ее, эта ужасная застенчивость сковывает меня, и я стою немой… или хуже, чем немой, говорю бессмысленные вещи, глупую ложь. И я вижу, как нежность, о которой я тоскую, расточают собакам, кошкам, потому что они просто подходят и просят. (Почти шепотом.) Ее нужно просить; она подобна призраку – не может заговорить, пока не заговорят с ней. (Обычным голосом, но с глубокой меланхолией.) Вся любовь в мире жаждет заговорить, только она не смеет, потому что она стыдится, стыдится, стыдится! В этом трагедия мира. (С глубоким вздохом садится на стул для посетителей и закрывает лицо руками)».

(цитата из пьесы Кандида)


Анна Иоки

 


 

Рекомендуем

Смешно о страшном: «Убейте льва» Хорхе Ибаргуэнгойтии
Три российских сериала, за которые не стыдно
«Новая квартира» на Новой сцене. Премьера спектакля в Театре имени Евгения Вахтангова
Счастливчик Джим ("Удача Логана" реж. Стивен Содерберг)
«Джаз осенью» 2017
Миша Мищенко. Новая искренность звука
Выставка «Саора. Племя. Индия»
«День Моды»
Пробежка по социальной лестнице ("Паразиты" реж. Пон Чжун Хо )
Квест для мага высшего уровня («Вперёд» реж. Дэн Скэнлон)