Партнеры Живи добром

Страхи Владимира Маяковского


Личность Владимира Владимировича Маяковского в сознании современного читателя двоится. С одной стороны, желтая кофта, эпатаж, новаторство, хлесткие стихотворные строчки. С другой – советская политическая агитка, суховатые, сродни газетной выдержке, стихотворные строчки поэта, наступившего «на горло собственной песне».

Маяковский – поэт противоречий. В стихотворениях он методично выстраивает образ лирического героя, ориентированный на маскулинность, стоицизм, непреклонность. На концертах эпатирует публику, колко шутит, идет вразрез с общественным мнением. Поддержанию имиджа способствует высокий рост, звучный голос и друзья-футуристы. В реальности же Маяковский – невротик, одержимый страхами, которые столь же мешают, сколь и способствуют активной творческой деятельности.

Один из самых известных страхов Маяковского – это страх подхватить инфекцию. Поэтому он предельно чистоплотен, до ритуальности: перед тем как открыть дверь, он протирал ручку платком или салфеткой, руки необходимо было мыть как можно чаще и так далее. Боязнь заболеть восходит к трагической смерти отца, который умирает от заражения крови, уколовшись иголкой в процессе сшивания бумаг.

маяк2.jpg

Еще один страх – это страх одиночества. Маяковскому необходимо постоянно быть востребованным, находиться в центре внимания. Он много пишет и выступает. Ему нужно быть чем-то занятым.

С боязнью одиночества тесно связан страх быта, мещанства. В творческой деятельности он воплощается через хлесткие метафоры и уникальность поэтической дикции. Именно футуризм дает раскрыться этой страсти поэта. Однако из-за склонности к неординарному у него не ладится в личной жизни. Женщины не выдерживают напористости поэта. Любовная лодка неизменно разбивается об быт.

Влюбленный Маяковский готов ради возлюбленной практически на все. От нее он утопически требует того же. Приходится писать антиутопию. Он будто бы даже цепляется за возможность страдания. Таковы его взаимоотношения с Лилей Брик, которая хладнокровно резюмировала: «Страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи». Жестоко, но в точку.

маяк.jpg

Лиля Брик знакомится с Маяковским в 1915 году, в это время она была замужем за Осипом Бриком. Молодой поэт страстно влюбляется в не очень красивую, но обаятельную женщину. Осип не препятствует их связи, и они начинают жить втроем. Для Маяковского эти отношения мучительны, но порвать он их не может, несмотря на многочисленные влюбленности и измены, свои и Лилины. На увлечения поэта Лиля смотрит сквозь пальцы, зная, что так, как ее, он никого любить не будет.

Маяковский много путешествует по миру. Последние годы жизни поэта омрачены литературными неудачами, которые бьют по его самолюбию. Любовные отношения тоже не ладятся. Он оказывается в невыносимом одиночестве. Мысли о самоубийстве неотступны. Последней каплей, вероятно, становится неудавшаяся любовь к Веронике Полонской, которая явилась невольной свидетельницей последних минут поэта.

14 апреля 1930 года Маяковский привозит Полонскую на такси к себе домой, где у них происходит серьезный разговор. Поэт просит возлюбленную развестись с мужем и остаться с ним. Она отвечает отказом. Именно в этот вечер он стреляет себе в грудь. Существует изящная версия самоубийства Маяковского: неудачная игра в русскую рулетку, – поэт был азартен...


Кирилл Сивков 

 


 

Рекомендуем

Итальянский комиссар Микеле Плачидо
Hanae Mori: «Запад встречает Восток»
Над чем смеются в Англии? Новые британские ситкомы, которые стоит посмотреть
Классика. «Мир входящему» (реж. А. Алов, Вл. Наумов)
Книга недели: Джон Фаулз «Коллекционер»
Эффект CNN. Узнайте первыми
Выставка «Лауреаты премии «Большая книга»: Фазиль Искандер и Даниил Гранин. К юбилеям писателей»
XXXVIII Московский международный кинофестиваль
Презумпция невиновности для «Матильды»
Выставка «Продолжение традиций»