Партнеры Живи добром

Уильям Стайрон: исследователь человеческих мук


Всеми страданиями вокруг нас должны страдать и мы
(Франц Кафка)

 

Американская литература это не только Эдгар Алан По, Джек Лондон, критика рабства, но и маниакально-депрессивный синдром Уильяма Стайрона. 

Стайрон был глубоко убеждён, что человек, страдающий от депрессии сравни раненому, от которого общество требует привычного поведения – улыбаться и поддерживать беседу, - в то время как тот испытывает «острое чувство потери вместе с чувством того, что жизнь ускользает всё быстрее и быстрее». Его первое произведение, принесшее ему славу в 26 лет, роман «Уйди во тьму» было написано от лица самоубийцы Пейтон Лофтис, чьи местами трагичные, глубокие и полные психологизма отношения с семьей и супругом, заставляют её выброситься из окна своей квартиры в Гарлеме. Для многих критиков это самоубийство ознаменовало «общественное и духовное безвременье» порождённое Второй мировой войной и последующими потрясениями. 

33.jpg

Стайрон, выросший на юге США, снабдил свои произведения всеми характерными чертами «южного Ренессанса»: насилие, инцест, предчувствие трагичного конца, приправив их отпечатком послевоенного ужаса. Насыщенное повествование и композиционная сложность произведений Стайрона, где сюжетные линии развиваются поступательно и плавно, лавируя между повествованиями с разных точек зрения, захватывают с первых страниц. Сюжеты стайроновских романов вращаются вокруг кропотливо и точно выписанных характеров героев: депрессивные, фрустрированные и разочарованные люди,  ожесточённые, с деформированной психикой. Все они тянут друг друга в «воронку» саморазрушения и самоуничтожения: «насилуя её, он насиловал нас обоих». 

В романе «И поджёг этот дом» перед читателем на фоне детективной истории разворачивается нравственно-психологическое противостояние трёх героев, чья «воронка» закрутилась после изнасилования и убийства девушки Франчески. Создавая мощные образы, не увлекаясь излишней художественностью, Стайрон плетёт аналитическое повествование, сухо, но живо рисуя сцены насилия и убийств, характерные для «подбитого поколения» американских граждан. В мире, где умерло искусство, «секс – последняя граница». 

11.jpg

Стайрон страдал от депрессии и, как большинство великих авторов, жил ею, вторя экзистенциалистам. Моральные мучения и терзания становятся для Стайрона пищей для творчества. В попытках понять, почему человек не в силах отказаться от того, что терзает его, он создаёт свой самый известный роман – «Выбор Софи». Берясь за спорные нравственные вопросы, Стайрон буквально ходит по краю. На фоне Нюрнбергского процесса рассказывается история польской эмигрантки Софи, выжившей в концентрационном лагере Освенцим. Её любовные взаимоотношения с американским евреем Натаном Ландау, одержимого идеей возмездия за массовые убийства евреев, наблюдает молодой начинающий писатель Стинго. Для Софи Стайрон предложил морально-нравственную дилемму достойную «Братьев Карамазовых»  Ф. М. Достоевского: выбрать, кто из её детей отправится в камеру смерти, а кто останется жить. 

22.jpg

Однако самый резонансный и спорный роман, принесший Уильяму Стайрону Пулитцеровскую премию – «Признания Натана Тёрнера». Темнокожий баптист, поднявший восстание в штате Вирджиния, был взят Стайроном за основу не с целью написать «раздумья на тему и по поводу истории». Предсмертная речь религиозного фанатика, одержимого мыслью о насилии над юной Маргарет и корящего себя за её убийство. Отойдя от популярных литературных клише, Стайрон создаёт до боли реалистичного и сложного персонажа, чей многогранный характер сочетает в себе яростную жестокость и благородство, рассудительность и следование догматам. 

Певец депрессии, Уильям Стайрон, скончался в 2006 году от пневмонии, в 2001 году он выпустил свой последний роман «Путь воина», надо которым он работал около 10 лет. 

 

Александра Пешкова



 

Рекомендуем

Новые проекты оркестра «Таврический»
Фестиваль "Пространство режиссуры." Четвёртый день.
Что важно знать при просмотре «Однажды… в Голливуде»: исторический контекст без спойлеров
«Лаборатория русского языка» в Театральном центре СТД РФ «На Страстном»
"Король Голливуда" Кларк Гейбл
Мигель де Сервантеc и его донкихотство
Пекин: Инструкция по применению
«Импровизационный БАТЛ. Федеральные игры»
ЛондонГрад. Мистика и реальность
Кино. Премьера. "Параллельные прямые пересекаются в бесконечности"