Партнеры Живи добром

Классик эпохи «Серебряного века» - Борис Зайцев


Эпоха Серебряного века открыла много дарований русской литературы. Писатель Борис Зайцев - одна из крупнейших фигур этого периода. Он создавал превосходные произведения. Проникновенные строки о родине оставляют неизгладимый след в сердцах читателей. И это несмотря на то, что пятьдесят лет его жизни прошли вдали от родных мест. 


Борис Константинович Зайцев родился 29 января 1881 года в городе Орле. Отец Бориса - Константин Николаевич – горный инженер, а мать -  Татьяна Васильевна, происходила из старинного рода Рыбалкиных. 


Детство маленького Бориса прошло в имении под Калугой. Несмотря  на то, что в будущем Зайцева будут называть создателем новой религиозной прозы,  в семье присутствовало равнодушие к вере. 


Борис Зайцев


В 1892 году он начал учиться в классической гимназии, после окончания которой поступил в Калужское реальное училище. В 1898 году успешно сдал вступительный экзамен и поступил в Императорское Техническое училище в Москве. Однако, уже на первом курсе его отчислили, так как Борис был замечен в участии в студенческой забастовке. Зайцев поступает в  Петербургский Горный институт, но и тут учеба не сложилась, и он перевелся в Московский университет. Во время учебы Зайцев понял, что его любовь к литературе настолько сильна, что он хочет посвятить себя только писательству. В итоге он бросил университет и начал делать первые шаги на пути к своей мечте.


Еще будучи учеником в гимназии, будущий писатель восхищался талантом Антона Павловича Чехова прочитав весь сборник его рассказов «Хмурые люди». Именно Чехов был одним из первых людей, кто отметил талант Зайцева. Молодой писатель посылает Чехову свои первые произведения и получает положительную оценку, а осенью 1900 года в Ялте они впервые познакомились. 


Далее Зайцев знакомится с Леонидом Николаевичем Андреевым, который очень помогает ему начать литературную деятельности. В 1901 году в газете «Курьер» под руководством Андреева напечатан рассказ Зайцева «В дороге», после публикации которого читатели впервые обращают внимание на начинающего писателя. Затем выходят такие  рассказы, как «Мгла», «Священник Кронид», «Деревья» и «Миф». В Москве Зайцев встречает  Веру Алексеевну Орешникову (в момент знакомства она была замужем, хотя обвенчались только в 1912 году). В 1904 году они вместе с Верой впервые приезжают в Италию. Зайцев сразу же влюбляется в итальянское искусство и посвящает этой стране свой роман «Золотой узор». Здесь он также создает цикл очерков, которые вошли в книгу «Италия».


Борис считал путешествия в Италию крупнейшим фактором своего духовного развития. Он очень любил Флоренцию, и каждый вечер перед отъездом проводил на своем любимом месте в городе - маленьком кладбище рядом с монастырем Сан-Миниато. В его романе «Дальний край» Флоренция становится важным элементом действия. Он без всякого преувеличения называл Италию своей второй родиной. Когда в Москве был создан Институт итальянской культуры («Studio Italiano»), писатель сразу же стал участником выступлений с множеством докладов на различные темы касающиеся Италии. Многие годы его жизни ушли на изучение этой страны. В 1906 году издательство «Шиповник» в Петербурге печатает его первую книгу «Рассказы», которая  получила высокую оценку. В этом же году произошло знакомство с Иваном Алексевичем Буниным, с которым впоследствии долгое время Зайцева будет связывать крепкая дружба. В 1912 году двое друзей вошли в московский  кооператив "Книгоиздательство писателей». В сборниках публикуются такие важные произведения Бориса, как «Голубая звезда» и «Путники».


В этом же году в семье писателя происходит знаменательное событие – рождение дочери Натальи. И именно в это время счастливый Борис завершает работу над романом "Дальний край" и приступает к переводу "Божественной комедии" Данте. В 1916 году наступает сложный период в жизни Зайцева. Весть о мобилизации рушит его спокойную жизнь в Притыкино, где он жил с семьей в это время. Сначала писатель поступил  в Александровское военное училище, а в 1917 году его назначают  офицером. Из-за болезни (воспаления легких) принимать участие в боях Зайцеву не пришлось. Впечатления об агрессивной Германии написаны им в брошюре «Беседа о войне».


Война очень повлияла на мировоззрение Зайцева, в это время он переживал  перелом в своем духовном развитии и  стал осознанно подходить к принятию православной веры.


“Страдания и потрясения, не во мне одном вызвали религиозный подъем. Хаосу, крови и безобразию противостоит гармония и свет Евангелия, Церкви. Как же человеку не тянуться к свету?», - пишет Зайцев.


Это  послужило началу религиозной прозы. В 1921 году выходит  рассказ “Улица Св. Николая”. В этом произведении Зайцев рассуждает о вечной жизни, воплощенной в образе трех храмов Святителя Николая — покровителя Арбата.  


Также писателя избирают вице-председателем Союза русских писателей и журналистов. В 1922 году писатель чуть не умер, когда заразился сыпным тифом на железной дороге. 


Правительство выпустило Зайцева из страны и он уехал с семьей в Берлин для лечения. После него Россию  пришлось принудительно покинуть еще сотни деятелей культуры  того времени. Берлин стал первым так называемым «пристанищем для русской эмиграции», русским центром интеллигенции. В 1924 году он переезжает в Париж, где начинается период его «эмигрантского творчества». Зайцев вступает в сотрудничество с парижским литературным  журналом "Современные записки», печатается почти во всех изданиях русского зарубежья. Он организует различные литературные вечера и встречи, а также поддерживает связь с  И. Буниным, А. Куприным, И. Шмелевым. В период эмиграции, тема Святой Руси становится главной в творчестве писателя, а в 1925 году выходит книга «Преподобный Сергий Радонежский», в ней он описывает жизнь  почитаемого русского святого.


Борис Зайцев


В 1927 году Зайцев совершает паломничество на Святую гору Афон, а в 1935 году посещает Валаамский монастырь, принадлежавший в то время Финляндии. Книги очерков «Афон» и «Валаам» были признаны лучшими описаниями данных святых мест в литературе 20 столетия. Также писатель работает над художественными биографиями дорогих для него людей. В 1932 году выходит "Жизнь Тургенева", затем "Жуковский" (1951г.) и "Чехов"(1954 г.). В 1964 году Зайцев издаёт последнюю книгу "Река времен", в которой подводит итоги всей жизни. 


Умер писатель 21 января 1972 года в возрасте 91 года, похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. Борис Зайцев – олицетворение спокойствия, умиротворенности и гармоничности. В своих произведениях он передает  философские размышления о жизни, так как его интересует не внешний облик вещей, а их внутренняя сущность. Современники вспоминают Зайцева, как  благородного человека, с внутренней душевной чистотой. 


Он верил в настоящую любовь, всю свою жизнь он посвятил одной женщине. Когда Вера Алексеевна лежала парализованная несколько лет, Зайцев трепетно ухаживал за ней, каждый вечер читал молитвы.


Ему пришлось покинуть свою родину и до конца дней он с теплом вспоминал Москву, как когда-то гулял по Арбату. 


« У кого есть настоящая Родина и чувство ее, тот не нищ. На чужбине многое видишь о Родине по-иному, иначе оцениваешь. Сильнее ощущаешь связь истории, связь поколений и строительства, и внутреннее ядро их», - рассуждает Зайцев в своей книге "Слово  о Родине."


В годы эмиграции было опубликовано более 30 книг на русском языке, около 800 текстов в периодических изданиях. Зайцев считал одной из своих миссий  сохранить дореволюционную русскую культуру. Он всегда верил в Россию и знал, что для его страны обязательно наступят лучшие времена.



Алёна Садырева



 

Рекомендуем

Фестиваль моноспектаклей SOLO объявил первых участников. Ян Фабр, Дени Лаван и Роберто Латини в Театральном центре СТД РФ «На Страстном»
ALEXANDR ROGOV / осень-зима 2018-2019
Любимый миллионами детей. Диснейленд
Музей «Кижи» приглашает молодожёнов на праздник «Старый город. Зима»
Ман Рэй: когда фотография больше, чем просто снимок
РОСФОТО. Торбен Эскерод Портреты и пространства
Мастер-классы на выставке «Кижская азбука»
Зловещие двойники ("Мы" реж. Джордан Пил)
Эльдар Рязанов: «Я уже все сказал. Читайте мои книги!»
Пляшущие человечки