Партнеры Живи добром

Жан де Лафонтен: судьба знаменитого эпикурейца


– Это корзина прекрасных вишен: хочешь выбрать лучшую, а кончится тем, что корзина будет пуста, – так говорил о баснях Жана де Лафонтена неизвестный почитатель. Действительно, 12 томов с поучительными и при этом смешными аллегорическими историями воскресили любимый Эзопом жанр и навсегда закрепили его место в литературе. В том числе и в русской: Иван Андреевич Крылов и Александр Сергеевич Пушкин по достоинству ценили легкость слога и мудрость басен пера Лафонтена.

Жан де Лафонтен

Жан де Лафонтен часто предстает в глазах потомков в образе типичного последователя эпикурейских традиций, ведущего веселую и разудалую жизнь, не знающего бед и страданий. Во многом такой взгляд справедлив. Изучению теологии молодой Жан предпочел карьеру литератора. Связанный брачными узами со совсем юной Мари Эрикар, он игнорировал семейные обязанности, а единственным сыном не интересовался настолько, что, встретив много лет спустя в свете, даже не узнал его. Талант писателя всё время охранялся благосклонными покровителями, так что Лафонтену сходили с рук и его многочисленные любовные связи, и не менее многочисленные фривольные сочинения.

Однако не всё в судьбе французского баснописца было столь безоблачно и счастливо, как кажется. Рожденный в семье лесничего, Жан де Лафонтен после смерти отца получил и его должности, и его долги. Именно эти обстоятельства заставляют поэта всю жизнь искать защиты у знатных покровителей. Первый их них – суперинтендант Николя Фуке – вскоре впадает в немилость у короля Людовика XIV, а Лафонтен, заступаясь за своего благодетеля, навлекает монарший гнев и на себя. Ходили слухи, что именно этот случай отозвался баснописцу много лет спустя и был определенным препятствием – когда встал вопрос о посвящении его в члены Французской академии в 1684 году.

Первые литературные труды Лафонтена увидели свет, когда ему уже исполнилось 33 года, а признание пришло к писателю еще 30 лет спустя. В его арсенале были не только басни, переложенные на новый лад сочинения Эзопа, но и основывавшиеся на сюжетах античных (Теренций, Овидий, Апулей) и более современных авторов (БокаччоАриосто) новеллы, поэмы, комедии, элегии, оды, либретто к опере – не слишком, впрочем, удачное – и многие другие жанры. 

Жан де Лафонтен

Современники и потомки ценят сочинения Жана де Лафонтена за изящный слог, яркость языка и разнообразие поэтической формы, дидактическую составляющую его басен, которая весьма своеобразна: мораль здесь сводится к практичности и ловкости, а хитрость ставится превыше абстрактной добродетельности.

Будучи в солидном возрасте, 70 лет, Лафонтен подвергся испытанию болезнью и в результате неожиданно обратился к Евангелию. Горько раскаиваясь в грехах молодости и каясь в своей любви к мирским утехам, престарелый писатель отрекся от своих «нечестивых» рассказов и выполнил перевод поэмы «Судный день», которую затем торжественно зачитал на очередном заседании Французской академии.

Смерть тем не менее настигает Лафонтена в 1695 году, однако литературное наследие писателя остается бессмертным на протяжении вот уже нескольких столетий, являясь кладезем поэтических образов и не иссякающим источником афоризмов, актуальных и поныне.


Татьяна Буланова


 

Рекомендуем

Русские музы XX века
MERCEDES-BENZ FASHION WEEK RUSSIA 2014/2015. День первый. Открытие
Из Италии с искусством: 4 апреля стартует фестиваль N.I.C.E.
Экскурс в творческое наследие Алексея Балабанова
Эмиграция сатиры ("Безумные соседи" реж. Филипп Де Шоврон)
Иннокентий Смоктуновский. 90 лет со дня рождения легенды
«Путешествие с тетушкой» в театре имени Моссовета
Марк Донской: «Мы умеем любить, потому что мы убеждены, что каждое человеческое существо содержит в своей душе много добра нужно только уметь его открыть!»
Рукопись Войнича: история неразгаданных строк
Выставка «Сказания и легенды. Удивительные растения»