Партнеры Живи добром

Александр Жигалкин: "Всю жизнь занимаюсь любимым делом!"


Начать интервью мне бы хотелось процитировав Вас. В одном из своих интервью Вы сказали: "…хожу на работу, как на праздник…" В данный момент, учитывая такую колоссальную занятость, Вы можете сказать то же самое? 

Да, конечно! Я всю жизнь хожу на работу, как на праздник, потому что всю жизнь занимаюсь любимым делом.


Для Вас сейчас нехватка времени - норма?

К сожалению, у меня уже несколько лет жёсткое планирование и я редко имею свободное время, которое всегда очень ценю.



Как выпускника старой актёрской школы, а ныне педагога, мне бы хотелось попросить Вас дать оценку уровня профессионализма современных молодых актёров и выпускников театральных вузов.

Я, вообще, не склонен давать оценки потому, что оценки дают критики, это их работа. Но уровень критики у нас достаточно низкий, я, к примеру, не знаю ни одного хорошего критика. Самая неблагодарная, на мой взгляд, вещь в мире - это стать критиком. Я не могу давать оценку, мне кажется, что уровень образования театрального, как и уровень образования вообще, в среднем стал ниже. Но, я думаю, что в Школе-студии МХАТ сейчас всё находится на хорошем уровне, а вот Щукинское училище имеет некоторые проблемы. Даже если судить по капустникам, которые мы не так давно проводили. Это было посвящение в актёры, традиционный вечер, который мы устраиваем в Доме Актёра. Этот вечер-посвящение для выпускников прошлого года, во время которого их принимают в московскую актёрскую семью, и выпуск каждого из институтов показывает свой капустник. В том году выпуск Щукинского училища был слабоват.



Вам не кажется, что большинство молодых актёров рассчитывают на медийность и хотят попасть только на телевидение, а о работе в театре речь не идёт?   

Это не так. Очень много молодых актёров работают в театрах. Даже среди моих знакомых молодых артистов, которых я снимаю с удовольствием, а это выпускники последних 5-7 лет, очень многие работают в театрах. Конечно, они хотят на телевидение и в сериалы - на сегодняшний день это заработок. Это, если можно так назвать, «лёгкие деньги», потому что требования, к сожалению, не самые высокие, так как я работаю в этой сфере, в этом бизнесе, то не понаслышке об этом знаю. Что конечно очень печально. И некоторые хотят получить возможность попасть в какое-нибудь "мыло" и не напрягаясь профессионально, а только затрачивая некоторое количество времени, получить хорошую финансовую прибыль. Если ты получаешь роль в сериале из 30-40 серий, то на год ты обеспечен работой и финансами, а потом, неожиданно, некоторые из этих людей становятся, так называемыми, "звёздами". Конечно, огромное счастье, что сейчас есть плеяда молодых и среднего возраста артистов, на которых может равняться новое поколение, как в актёрской профессии, так и в режиссуре, в том числе. Но настоящих профессионалов в наше время очень мало. О театре мне сложно судить потому, что мой последний опыт работы был в театре Сатиры, что было достаточно давно, но думаю, в театре происходит тоже самое.


Я общаюсь с большим количеством молодых актёров и все они говорят, что невозможно получить хорошую роль в хорошем театре, не сыграв заметной роли в кино и наоборот...

Я не совсем согласен с этим. Мне кажется, что нет какого-то определённого рецепта и всё очень индивидуально. Может быть, отчасти, они правы, но они, наверняка, основываются на опыте двух-трёх индивидуумов, у которых получилось чего-то добиться по подобной схеме. Когда ты начинаешь брать за точку отсчёта чей-то опыт, то совершаешь очень большую ошибку, потому что точкой отсчёта должен быть только собственный опыт. Нужно проходить свой путь и в этом нет определённой схемы, всё зависит от того, какие будут обстоятельства, и случай, который в нашей профессии может сыграть очень большую роль в жизни.



Везение имеет место быть?

Знаете, я вам так скажу, никакого везения не может быть без ежедневной, изматывающей и изнуряющей работы.


Вы сейчас закончили проект на телеканале Россия, а с телеканалом СТС продолжается Ваша работа?

Конечно, моя работа, в большинстве своём, происходит на телеканале СТС. И я работаю на этом канале, которым руководит Вячеслав Муругов. Человек, благодаря которому началась моя карьера на телевидении, так как именно с ним я начал свой первый проект в качестве режиссера. Это было ещё на РЕН ТВ, где Слава был продюсером и назывался проект "Факультет юмора". После появилась "Дорогая передача", которая пройдя небольшой ребрендинг получила второе рождение в проекте "6 кадров" на телеканале СТС. И теперь большинство проектов, которые я делаю, выходят на телеканале СТС. Но есть исключения: к примеру, пару лет назад мы с Денисом Евстигнеевым делали проект для Первого канала и, совсем недавно, на телеканале Россия с большим успехом прошёл ещё один проект - "Братья по обмену", с участием Фёдора Добронравова.


Существует такая фраза: "Развлекая просвещай". Так как Вы работаете в жанре развлекательном, то мне бы хотелось узнать, стараетесь ли Вы просветить своего зрителя? 

У меня есть цель подарить людям добро и теплоту, а просвещать, на мой взгляд, должны общеобразовательные каналы. Я считаю, что когда человек смеётся, он в любом случае просвещается и думает: "Если я радуюсь жизни, значит я живой!", из чего следует, что он просветился и живёт эмоциями. Быть может в этом и есть какое-то просветительство. Конечно, проекты, которые я делал и делаю, они в основном семейные и некую долю просвещения они несут: дети узнают какие-то вещи для себя, взрослые смогут выделить много моментов, связанных с поведенческими нормами. Но, в основном, эти проекты предназначены для того, чтобы люди смеялись и отвлекались от проблем повседневности. Ведь сюжеты, достаточно часто, моделируют жизнь. Зачастую, мы показываем ситуации, в которых зрители могут увидеть фрагменты своей жизни или жизнь своих родных, друзей, соседей, поэтому некоторые проекты существуют очень долго: "Воронины" выходят в эфир уже 4 года, а "6 кадров " имеют высокие рейтинги уже 10 лет. Потому, что большинство ситуаций похожи, люди видят в них себя и им нравится на себя смотреть. Если человек, посмотрев один из снятых мною проектов, окажется в подобной ситуации через некоторое время и осознает, что так нельзя поступать, то возможно в этом и есть просвещение. 

Перефразируя Карла Маркса, мне очень нравится это высказывание, отмечу: "Человечество, смеясь, расстаётся со своим прошлым!»  



Вы сотрудничаете со сценаристами?

Когда мы получаем сценарий "6 кадров", то можем что-то править на съёмочной площадке, но обычно, там всё хорошо. Что касается большой работы, такой как "Братья по обмену", то я, частенько, правил сценарий, потому что не все моменты, на мой взгляд, были стилистически точными, по характеристикам персонажа например, какие слова они могут сказать, а какие нет. Это бывает. Вообще, Тарковский писал "…если режиссер не участвует в написании сценария, то кино не будет режиссерским", потому, что кино — это режиссерское искусство, хотя сейчас оно всё больше становится продюсерским. Если режиссер - не автор своего фильма, то грош цена такому режиссеру. Конечно, я влезаю в работу сценаристов, конечно, я корректирую и правлю сценарии. Ещё один немаловажный фактор - это каким окажется артист перед зрителем, ответственность за это целиком и полностью лежит на режиссере, хотя сценарист - очень важная составляющая часть фильма.



Всегда ли в работе над проектами Ваше мнение, как режиссёра, совпадает с мнением руководства канала?

Мы всегда создаём какие-то новые проекты совместно и очень долго думаем, обсуждаем. Обсуждая проект, мы уже одна команда. Принципиальных разногласий у нас быть не может, а в творческом процессе споры возникают, наверное, это неотъемлемая часть совместной работы творческих людей. Иногда бывают моменты недопонимания, как было с проектом "Два отца, два сына". Сейчас этот проект выходит на телеканале СТС с участием Дмитрия Нагиева, а в пилотном выпуске, мы снимали Фёдора и Виктора Добронравовых, но получилось так, что канал хотел выпускать в эфир ситком, а наша версия пилотной серии была в стиле лирической комедии. Проект положили на полку и начали работу над ним уже через несколько лет. Сейчас это весьма рейтинговый микс ситкома и романтической комедии, уже с другими артистами.    



Что касается рейтинга Ваших проектов…

На телевидении, а тем более на коммерческом канале, коим является телеканал СТС, рейтинги играют основную роль, ведь всё зависит от рекламы. Если ты сделал проект, который не получил достаточное количество зрительского внимания и симпатии, то в следующий раз руководство канала очень хорошо подумает, давать тебе что-то или нет?

Над данными рейтингов ведётся очень серьёзная работа. Существуют специальные фокус-группы, но бывает так, что и они промахиваются. Иногда твои собственные ощущения, как режиссера, расходятся с ощущениями и реакцией зрителя, и на следующий день после премьеры проекта можно ожидать чего угодно. 


Вы в своих проектах часто принимаете участие, как актёр…

Мне не даёт покоя слава гениального Эльдара Александровича Рязанова, мы с ним знакомы и я его бесконечно ценю и уважаю. У меня есть книжка, которую он с очень большой нежностью подписал для меня. Я счастлив, что имею возможность быть с ним знакомым. Мы, естественно, не близкие друзья, но я благодарен судьбе, что могу общаться с таким человеком, как Эльдар Александрович. Он во всех своих фильмах сыграл маленькие роли. Мне тоже нравится изредка появляться в своих фильмах, играя такие же маленькие роли. Что касается "6 кадров", то часто это - необходимость, бывает так, что кто-то из артистов отсутствует, ну и, плюс, у меня всё-таки актёрское образование и моментами просто хочется что-то сделать самому.



Сейчас в каком амплуа Вам комфортнее находиться: актёра или режиссёра?

Мне сейчас уже комфортнее быть режиссёром. Я не считаю, что я бездарный артист, я умею играть и делаю это с удовольствием. У меня за спиной есть несколько актёрских побед, в основном в театре, в кино я не сыграл ничего великого, но с удовольствием снимался в маленьких эпизодах у великих режиссёров, таких как Г.И.Полока, П.Е.Тодоровский.  Но мне неинтересно заниматься одним делом, в творческом смысле - у меня очень полигамная натура. Мне нужно много всего и разного! Я пишу, пытаюсь продюсировать, начал заниматься режиссурой, хотя учась в институте, я себе не мог даже этого представить, что буду режиссёром. Для меня это было, как страшный сон! Я всегда в подобных творческих заданиях прибегал к помощи моего друга Эдуарда Радзюкевича, и он помогал мне. Но позже, мне стало интересно и я начал заниматься режиссурой. Ну, а потом как-то само собой пошло.


Очень много лет занимался степом, достиг определённых вершин. К примеру, в Ганновере в 1993 году я танцевал на вокзале, а после ко мне подходили взрослые люди и говорили, что видят впервые настоящего, живого степиста. Впоследствии, я попал с этим номером на день рождения одного из самых знаменитых саксофонистов Германии. Это была чистая случайность, его сын шёл по улице и, увидев меня, попросил в качестве подарка исполнить танец для своего отца, у которого в этот день был юбилей. Вот так, совместно с моим товарищем Маратом Алеевым, который исполнял джаз на аккордеоне, я станцевал степ на этом торжестве.


Потом я захотел сделать номер с клизмами и очень долго работал над ним. В 2002 году мы с Иваном Замотаевым представили этот номер в Эдинбурге на фестивале уличных артистов, где, по мнению "BBC Scotland", мы стали лучшими, победив в СМС голосовании. Играли в эфире, соревновались с другими участниками. В России это не нужно никому, но это моя какая-то внутренняя, очередная ступень. Когда эта ступень достигнута, можно идти дальше и добиваться успехов в чём-то ещё. 

Сейчас у меня один спектакль, который я играю с коллективом "Квартет И". Я раз в месяц выхожу на подмостки, что, конечно маловато, но острой необходимости в этом не чувствую, потому, что сейчас у меня очень наполненная событиями и работой жизнь, и недостатка в таких вещах, как самореализация я не испытываю. Периодически появляюсь в капустниках - от жажды ощущений, но это уже больше традиция. Капустник, достаточно, сложный жанр, а мы, с Эдиком Радзюкевичем, заняли нишу мастеров капустника еще со студенческих лет. Периодами хочется брать какие-то направления и доказывать себе, что ты лучший. Только петь профессионально я не буду никогда, хотя я пою и могу даже иногда выйти на сцену с Иваном Замотаевым. Думаю, что пение всё-таки нужно оставить профессионалам.   



Кроме того, что Вы актёр и режиссёр, Вы ещё и один из директоров Дома Актёра им. Яблочкиной. Наверное, самый насущный вопрос - это вопрос финансирования, хотелось бы поговорить о людях, которые работают за небольшую зарплату, и о решении этой проблемы.

Говорить о людях, которые работают здесь за небольшую зарплату, мне больно потому, что эти зарплаты сегодня им плачу я. Это наша совместная боль с Игорем Золотовицким, моим коллегой, но на сегодняшний день мы не можем дать большего, потому что бюджет ограничен. Мы абсолютно самоокупаемая организация, мы - общественный региональный фонд помощи театральным деятелям. Всё, что мы зарабатываем, это за счёт аренды. Это здание Борис Ельцин отдал Дому Актёра в долгосрочную аренду, у нас договор с городом на 49 лет и здесь есть помещения, которые мы сдаём в субаренду. Всё что мы получаем от субаренды, мы тратим на зарплаты сотрудников, на содержание этого столетнего здания, на творческую и благотворительную деятельность. Параллельно, мы каждый день думаем о том, как нам найти спонсоров. Мы ищем и находим. В Доме Актёра недавно появился клуб меценатов, у которого уже состоялось первое заседание.

Благодаря нашим меценатам, мы сделали ремонт на первом этаже здания. Теперь на очереди – сцена. И очень больших затрат требует создание рабочего проекта. Сейчас мы уже нашли часть средств. Нас спонсируют люди, которым небезразлична судьба Дома потому, что мы хотим превратить его в культурный и творческий центр с разными возможностями, тем более, что у этого дома невероятная история. Здесь есть все возможности организовывать и проекты для молодёжи, и для ветеранов, и культурную жизнь развивать. У нас огромная международная деятельность, к нам приезжают очень известные люди и, порой, их просто стыдно привезти в маленькую комнатку. Зарубежные артисты читают свои лекции молодым актёрам в маленькой и пыльной "Голубой гостиной", а когда появится новая сцена, то, соответственно, и наши возможности вырастут, и подобные мероприятия будут проходить на другом уровне.


Всё-таки у этой проблемы есть решение?

Конечно, часть средств уже найдена.


А государственная помощь?

Государственного бюджета у нас нет. Но очень сильно нас поддерживают сегодняшние спонсоры.


На Ваш взгляд, государство не должно заниматься такими проблемами?

На мой взгляд, должно. Но хватает проблем и у театров, которые поддерживает государство. Я считаю, что такого рода организации, как наша, могут существовать за счёт меценатов и людей, которые занимаются благотворительностью.



Всегда ли большое количество людей приходит на концерты в Дом Актёра?  

Это место культовое, поэтому проблем с посетителями у нас нет. Сейчас мы сделали часть мероприятий платными, мы приглашаем друзей-«звёзд» за очень небольшой гонорар и они дают возможность прийти и получить эксклюзивный продукт. Это не театр, где человек после спектакля ждёт артиста на служебном входе, чтобы получить автограф. Приходя к нам, зритель получает возможность пообщаться с артистом напрямую, задать вопрос.


Мы стараемся приглашать тех людей, на которых собираются аншлаги, это, например, и Евгений Гришковец, и Алексей Кортнев, и Фёдор Добронравов, и Нона Гришаева, и многие другие. У нас есть малый зал, в котором мы даём возможность проявляться молодым и в котором делаем экспериментальные работы.

Так что, мы с оптимизмом смотрим в будущее – Дом Актёра востребован и творческой интеллигенцией, и зрителями. И это - наша лучшая награда.



Катерина Гольтцман



 

Рекомендуем

Островский на злобу дня: актуальная классика
Международный день музыки
Юлия Пересильд превратила потолок интерната в киноэкран
Плейлист для чайников: что такое «соул» и почему люди слушают чужой «шепот под музыку»
Wild Wild West – Что мы знаем о гении аранжировки?
Обновленные «наряды» картошки фри помогут детям
Тадеуш Кантор. Театр одного художника
Джон Бойнтон Пристли. Жизнь полной жизнью
Встреча с немецким писателем Ойгеном Руге в Москве
Поль Гоген. Постмодернизм современности