Партнеры Живи добром

Алексей Герман: «Я всегда думаю только про кино»


Алексей Юрьевич Герман родился 20 июля 1938 года в семье писателя Юрия Германа и Татьяны Риттенберг. Известно, что Татьяна боялась рожать сына в то тяжелое время, пыталась прервать беременность. Но судьба распорядилась иначе - мальчик все-таки появился на свет. Детство Алексея прошло быстро, в 15 лет он окончил школу и был вынужден подать документы на режиссерский факультет в Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (бывшая ЛГИТМиК). Дело в том, что Алексей Юрьевич не планировал связывать жизнь с кинематографом, в детстве он мечтал стать врачом, но по просьбе отца был выбран именно режиссерский факультет. Алексей выдержал вступительные экзамены и приступил к обучению.


Алексей Герман старший


Юрий Герман был действительно прав, когда направлял сына в искусство, еще будучи студентом, Алексей начал сотрудничать с Большим Драматическим театром им. М.Горького. С начала 60-х годов Алексей Герман работал рядом с Георгием Товстоноговым, их театральный союз просуществовал до 1964 года.  


После ухода из театра Алексей Юрьевич вплотную начал заниматься кино. Он стал помощником режиссера на киностудии «Ленфильм». Герман несколько лет набирался режиссерского опыта, чтобы в 1968 году приступить к работе над фильмом «Трудно быть богом». Алексей Герман вместе с Борисом Стругацким подготовили первый вариант сценария, все было готово к началу съемок. Но трагические события Пражской весны не позволили режиссеру воплотить в жизнь задуманное. Но эта первая попытка экранизировать повесть братьев Стругацких все-таки стала судьбоносной для Германа - в день запрета съемок он встретил будущую жену Светлану. 


Алексей Герман старший и Леонид Ярмольник


Алексей Юрьевич после неудачи с «Трудно быть богом» взялся за экранизацию повести отца «Операция «С Новым годом!». Военный фильм о слабых людях, а не о героях, отдающих жизнь за страну. Герман рассказал историю о коллаборационисте, показал человека в нечеловеческих условиях, проявил жалость к людям, сопереживание, а не осуждение. Фильм, увы, не вышел на экраны в год создания, только через 15 лет советский зритель времен перестройки мог оценить сложную антивоенную картину. 


В 1976 году мастер психологического кино снял картину, имевшую все шансы пролежать на полке. Первый фильм, прошедший отбор комиссии Госкино, был «Двадцать дней без войны» по повести Константина Симонова. Стоит сказать, если бы автор повести не вступился за экранизацию, то и вторая самостоятельная картина Германа осталась бы неизвестной зрителю. 


Алексей Герман с первых дней творчества заявил о себе, как о честном художнике, что сулило тяжелую судьбу его творениям. Германовские художественные фильмы бескомпромиссно демонстрируют правду жизни, что сейчас позволяет говорить о них как о сложной советской документалистике. Ведь Алексей Герман снимал кино не ради сюжета, а ради рассказа о времени. Именно такую задачу Алесей Юрьевич поставил перед собой во время съемок фильма «Мой друг Иван Лапшин». Кстати, тоже по повести отца.


Алексей Герман старший


Кино о 30-х годах ХХ века в Советском Союзе – это работа «в стол». Герман осознавал, что фильм не выйдет на экраны без боя. Премьера состоялась спустя 5 лет, в 1984 году.


Показательно, что Герман сделал фильм черно-белым, хотя цветная пленка уже была доступна. Тем самым он окунул зрителя в мрачную эпоху слежки и недоверия 30-х.

Истинное признание неординарного советского режиссера пришло в середине 80-х годов. Его фильмы могли видеть не только зрители на родине, но и зарубежная искушенная публика. В 1987 году в Роттердаме он стал лауреатом международной кинематографической премии. А в 1998 году картина «Хрусталев, машину!» показывалась в рамках Каннского фестиваля. Но признание не было целью режиссера подобного характера. Творчество Алексея Германа направлено на понимание причин жесткости людей, поиск путей развития мира, страны. Свою философию Герман сполна показал в «Трудно быть богом» 2014 года. 


Алексей Герман старший


Алексей Юрьевич вернулся к работе над фильмом в конце 90-х. Он, подобно пророку, использовал притчу Стругацких для рассказа о темной современности. «Трудно быть богом» Германа – это история о будущем средневековье, о внеземной цивилизации, которая парализована «охотой на ведьм». Алексей Герман со свойственной ему натуралистичностью показал деградирующий человеческий род. Это сложная, многоуровневая работа, которую массовый зритель воспринимает с трудом. По Герману богом быть сложно, потому что честность доступна не всем людям. Чтобы менять мир или людей, нужно искренне их любить и в порицании вести к свету. Герман не дожил до премьеры, он не знал отзывов критиков и зрителей. Он честно выполнил свой долг и ушел. 



Елена Наборовская



 

Рекомендуем

Скандалы модного дома Calvin Klein
Евгений Гришковец - романтик современности
Поэзия в сети: возрождение или публичная смерть?
Оранжевый понедельник
«От голубой розы к золотому гранату. Образ Востока в русском искусстве первой половины ХХ века»
Госпожа удача «Белого солнца пустыни»
Скандальный балет. Сергей Полунин
Ривер Феникс: живи быстро
Государственный центральный театральный музей имени А.А.Бахрушина
Восстать из пепла («Эма: Танец страсти» реж. Пабло Ларраин)