Партнеры Живи добром

По невидимым струнам души. Моноопера "Дневник Анны Франк"


Впечатляющий своей грандиозностью Мариинский театр оперы и балета в Санкт-Петербурге является одним из ведущих музыкальных театров России и мира. Театр ведёт свою историю от основанного в 1783 году по приказу императрицы Екатерины Великой Большого театра, который располагался в здании, позднее перестроенном под Санкт-Петербургскую консерваторию. Входил в состав Императорских театров России. Театр был назван Мариинским в честь супруги Александра II императрицы Марии Александровны.

Помимо основного здания театр имеет ряд других площадок, в частности Зал Прокофьева. Этот зал находится на первом, подземном, этаже и предназначен преимущественно для выступлений пианистов.  Именно в Зале Прокофьева состоялось удивительное представление – моноопера «Дневник Анны Франк». Автор оперы — советский и российский композитор Георгий Фрид. На сцене Концертного зала Мариинского театра «Дневник Анны Франк» поставил режиссер Мстислав Пентковский.


Фото Валентина Барановского ©Мариинский театр


Постановка основывается на записях дневника еврейской девочки, которые она вела в период нацистской оккупации Нидерландов с 12 июня 1942 по 1 августа 1944 года. Дневник был впервые издан в 1947 году при содействии отца Анны Отто Франка, который для публикации подготовил немного сокращённую и переработанную версию оригинального дневника.

Дневник был получен девочкой в подарок на ее 13-й день рождения. Анна начинала вести в нем личные записи. Весело и непринужденно рассказывала девочка о своей детской жизни в первые дни, но внезапно тучи начинали сгущаться над ее семьей. Семейство было вынуждено спрятаться в убежище, дабы избежать суровых фашистских гонений. В связи с этими событиями начинается драматическая истории этой юной девочки, которая стала историческим свидетельством эпохи Холокоста на страницах дневника…

Спектакль неспроста называется «моноопера» – главная героиня в одиночестве исполняет оперную партию под аккомпанемент фортепиано. Пронзительная история маленькой девочки передается от ее лица. Главная героиня день за днем не просто повествует о жизни своей семьи в убежище, но и задумывается над серьезными философскими вопросами: размышляет о Боге, справедливости, добре и зле.  В силу юного возраста ее посещает и первая влюбленность, которую она с восторженностью описывает.

Познавшая горечь жизни, с каждым днем девочка взрослеет на глазах. Она, то мило по-детски щебечет, то безудержно плачет в исступлении падая на кровать.  В самые драматические моменты, при звуке чьих-то шагов или в осознании всего ужаса положения, голос Анны становится надрывным и истошным, проникая в самую душу и затрагивая ее невидимые струны. Глядя на героиню, удивляешься, как в такой маленькой девочке сочетается детская непосредственностью с неподдельной взрослостью.


Фото Валентина Барановского ©Мариинский театр


Музыкальный аккомпанемент создает неповторимую атмосферу: то легкую и непринужденную, то тяжелую и пронизывающую до костей.

Декорации спектакля отражают весь аскетизм обстановки, в которой оказалась семья Анны Франк. Из мебели на сцене всего лишь одна кровать Анны и небольшая деревянная лестница. В окне скромного жилища то проплывут серо-коричневатые облака, то монотонно падают дождевые капли. По разным сторонам сцены недвижимо стоят силуэты других персонажей, упоминаемых Анной. О них девочка рассказывает сама, ведь это ее дневник, и она главная героиня повествования.

Спектакль не оставляет равнодушным, на глазах то и дело наворачиваются слезы. Зритель невольно погружается в чувства маленькой девочки и вместе с ней испытывает ужас и непонимание того, как тяжела и горька может быть человеческая участь.

Ближайший показ монооперы "Дневник Анны Франк" состоится 11 июня.


Анна Некрасова


 

Рекомендуем

Что? Где? Когда? Культурные события июля
РОСФОТО
Перформанс как феномен современного искусства
Евгений Евстигнеев. Хотите быть драматическим актером?
Эли Дюкоммен "За мир!"
Они встретили луну и остались с ней навсегда
Поэзия — это штука личная. Интервью с Андреем Орловским
ММКФ 2020: память, гендер и ПТСР
Супергерой из трущоб («Снега больше не будет», реж. Малгожата Шумовска)
«Сладкая жизнь» Федерико Феллини 60 лет спустя