Партнеры Живи добром

Что важно знать при просмотре «Однажды… в Голливуде»: исторический контекст без спойлеров



«Однажды… в Голливуде» Квентина Тарантино выйдет в российский прокат 8 августа — в день 50-летней годовщины громкого убийства в США. Этот факт имеет прямое отношение к фильму. Но обо всём по порядку.


"Однажды в... Голливуде"

События «Однажды… в Голливуде» разворачиваются в конце 60-х. Звезда вестернов Рик Далтон (Леонардо ДиКаприо) переживает творческий кризис: ему наскучило играть однотипных злодеев. А его дублёр — Клифф Бут (Брэд Питт) сидит без дела и вместо того, чтобы выполнять опасные трюки на съёмочной площадке, возит Рика из дома на работу, оказывает ему моральную поддержку и решает бытовые вопросы.

Рик и Клифф — вымышленные и на первый взгляд комедийные герои. Вбрасывая их в конкретный исторический промежуток, отметившийся зверским убийством актрисы Шэрон Тейт (Марго Робби) и её друзей, Квентин Тарантино здорово меняет ход событий. Поэтому знание о преступлении не раскрывает сюжета, но помогает ориентироваться в нём при просмотре фильма.

В действительности знаменитая актриса, жена успешного режиссёра Романа Полански, была убита на 9 месяце беременности четырьмя членами секты «Семьи» Мэнсона (трое из которых — юные девушки). Мотивы убийства до сих пор не ясны до конца. Существует версия, что это было своего рода возмездием, совершенным с подачи лидера, Чарльза Мэнсона, мечтавшего о карьере музыканта, но так и не сумевшего добиться успеха. Сам Чарльз в том убийстве не участвовал, но наравне с совершившими преступление был осужден на смертную казнь, замененную пожизненным заключением.


Марго Робби в роли Шэрон Тейт


Предыстория

Членами секты чаще всего становились молодые люди из неблагополучных семей, тяготеющие к течению хиппи. В 1967 году, когда в Сан-Франциско настало «Лето любви» и в районе Хейт-Эшбери собрались сотни тысяч представителей этой субкультуры, Мэнсон уже имел большое влияние. А к лету 1969 его «семья» состояла из подчиняющихся и подражающих ему людей. Они вели нетрадиционный образ жизни, употребляли галлюциногены и вместе с тем формировали «философию» собственной коммуны.

Известно, что «убежищем» секты служило калифорнийское ранчо, где когда-то снимались вестерны. Хозяином этого места был почти ослепший старик Джордж Спэн, позволивший «семье» проживать у себя бесплатно взамен на уход за ним.


Майк Мо в роли Брюса Ли


О фильме: достоверность и критика

Итак, живя в это время на холмах и пытаясь разобраться со своей жизнью, главные герои оказываются в центре событий, ведущих к роковой развязке. Но! Развязке, придуманной самим режиссёром и не являющейся документальным отражением убийства, произошедшего в ночь с 8 на 9 августа 1969 года.

Стоит помнить, что несмотря на многие отсылки к реальным событиям, это — художественный фильм. Здесь и эпоха конца 60-х, и её яркие представители показаны такими, какими их хотел видеть Тарантино. Он, например, даже не поставил в известность ныне живущего Романа Полански о предстоящих съёмках. А дочь Брюса Ли (в фильме он предстал хвастливым задирой) сочла образ отца карикатурой. Но, как говорится, ничего личного...

Режиссёр позволил себе отвлекаться и останавливаться на забавных, иногда печальных вещах. Показав быт скучающего Клиффа, задержавшись на ранчо хипстеров, засидевшись в гримерке Рика, он показал, как опасны бывают несбывшиеся мечты и скука, как видоизменяются наши ценности под натиском комплексов и амбиций.

И три совета напоследок:

1. Не ведите туда детей

2. Досмотрите титры до конца

3. Если возьмёте с собой еду, постарайтесь съесть её в первой половине фильма.



Маргарита Алеева



 

Рекомендуем

Брюс Вебер – гений современной фотографии
XVIII New British Film Festival. "Последний портрет"
Виртуальная экскурсия по музею ретро-автомобилей в Москве
Фестиваль-форум "Пространство режиссуры"
Джулианна Мур: «Знаете, никто из нас не идеален»
Реакционер и эстет Александр Бенуа
Владимир Грамматиков: дорога к детским сердцам
Житие артиста («Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» реж. Ксавье Долан)
Коко Шанель. Женщина – легенда
Записки о трупе («Лето’85», реж. Франсуа Озон)